«Мне борьба мешает быть поэтом, мне поэзия мешает быть борцом»
Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Некрасов стал создателем своей «литературной школы», поддерживающей натуралистические и реалистические тенденции в искусстве. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи, которые до него считались непоэтическими: уличное воровство, проституцию, пьянство, самоубийства, семейные раздоры и так далее.
Лирика Некрасова чрезвычайно богата тематически. Поэт писал о тяжелой судьбе русского народа , о доле русской женщины , о «лишнем» и «новом» человеке . Кроме того, в своем творчестве Некрасов затрагивал России , тему поэта и назначения поэзии , урбанистическую тему , тему любви . Главной темой, по признанию самого поэта, была для Некрасова тема русского народа. Именно ей он посвятил большинство своих произведений, в которых эта тема рассматривается в духе революционного движения.
Так, в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов изображает два мира, противопоставленных друг другу. Один из них — мир богатства и власти, другой — мир нищеты и горя. Эти миры почти не соприкасаются друг с другом, единственное исключение — парадный подъезд знатного лица, от которого зависят судьбы «маленьких людей». Во второй части стихотворения, представляющей собой размышления лирического героя, поэт акцентирует внимание на этом противопоставлении. Сначала он описывает жизнь «владельца роскошных палат».
Большое внимание уделяет Некрасов описанию смерти богатого и знатного вельможи. Этот «герой» умрет, возвеличенный громкой хвалой, но проклятый отчизной. Затем поэт размышляет о стонущей мужицкой России. Это размышление заканчивается обращением: «Ты проснешься ль, исполненный сил…» Мы понимаем, что все надежды на освобождение и улучшение народной жизни Некрасов возлагает на сам народ, он решает эти задачи в духе революционной демократии. Стихотворение «Железная дорога» развивает тему тяжелой народной доли, но уже в пореформенную эпоху.
Здесь тема народа становится шире и богаче, вбирает в себя разнообразные мотивы. Ведущим становится мотив народа — творца, народа-созидателя. В этом произведении поэт показывает, кто и как на самом деле стоил железную дорогу. Голод и «царь беспощадный» согнал сюда народ.
И очень многие, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» рисует судьбу несчастной женщины, чья жизнь — одна большая мука. Она ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».
Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, — это только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг — она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.
Необычна в поэзии Некрасова тема Родины. В стихотворении «Родина» изображается дворянская усадьба, где прошла жизнь предков поэта, где он сам появился на свет. Но в этих воспоминаниях нет ни капли лирического чувства, теплоты или ностальгии.
Этого происходит оттого, что иное вспоминается поэту: «как рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Роль поэта и предназначения поэзии — отдельная тема в творчестве Некрасова. Она проникнута гражданскими мотивами. Так, в стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов выразил свой идеал поэта и свое отношение к проблеме предназначения искусства.
В диалоге поэта и гражданина у Некрасова побеждает гражданин, который требует от поэта служения отчизне, действия и борьбы за освобождение народа. По мнению Некрасова, служение Родине — это, прежде всего, служение ее народу. Лирика Н. А. Некрасова продолжила и развила традиции русской гражданской поэзии.
Под пером Некрасова эти традиции получили демократическо-революционную направленность. Но, кроме того, поэт «вывел на сцену» принципиально других героев: людей улицы, обитателей городских и социальных окраин. В литературе имя Некрасова прочно связано с демократизацией искусства и с натуралистической школой, которая призывала видеть прекрасное в обыденном, каждодневном и, от этого, очень дорогом и ценном.
В связи с этим строки «Мне борьба мешает быть поэтом, мне поэзия мешает быть борцом» в отношении Некрасова должны трактоваться, на мой взгляд, несколько иначе. Поэт соединяет в своем творчестве гражданственность и лирику, создавая совершенно новые жанры и демонстрируя новые взгляды на окружающую действительность.
«Мне борьба мешает быть поэтом, мне поэзия мешает быть борцом»