Многогранность человеческой натуры (Пилат и Иешуа)
Сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман «Мастер и Маргарита» был произведением, который принес Булгакову мировую славу. Судьба писателя очень необыкновенная. Появление в 1962-1967 годах нескольких весомых и до этого неизвестных произведений Булгакова, который был известен в России и Европе главным образом как автор пьес «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», переместило его имя в ряд наилучших русских писателей. Он был художником, которого не признавали в течение жизни. Некоторые пьесы Булгакова запрещали ставить в театрах, его произведения не печатались. Автор хотел принести пользу своей стране, работая режиссером, но его не принимали на работу по специальности. В этом была его трагедия.
Роман «Мастер и Маргарита» — виднейшее произведение Булгакова, в котором изображена многогранность человеческой души, показана суть человеческой натуры. Герои романа проявляют себя по-разному, смотря по обстоятельствам. Чувства и окружение, которые определяют поступки, ярко показаны в романе на примере Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Мирный философ Иешуа был схвачен за свои проповеди, в которых упоминал имя императора и говорил: «…настанет то время, когда не будет власти ни кесарей, никакой другой власти». Исповедуя доброту и справедливость, называя людей «добрыми», Иешуа Га-Ноцри предстает перед представителем римской власти в провинции Понтием Пилатом.
Сначала Пилат относится к Иешуа безразлично, как к обычному мятежнику, который призывает народ разгромить храм: «… прокуратор посмотрел на арестованного, … подумал о том, что проще всего было бы выгнать с балкона этого странного разбойника, промолвив только два слова: «Повесить его». Равнодушие базируется на том, что ему надоела работа, от которой у него болит глава и ему легче было бы быстрее закончить с этим делом и пойти в темную комнату отдохнуть. Булгаков показывает, что Пилат — обычный мужчина, которому не нравится безсущественность его дела: «…какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Но в то же время Пилат является прокуратором, и он должен делать свое дело — наказывать или помиловать. Здесь Пилат показан человеком, который уважает закон, свои обязанности, человеком, который не может, вернее, боится пойти против закона.
Это и сыграло роль в утверждении Пилатом приговора, который был вынесен Малым Синедрионом Иешуа. Булгаков показывает Га-Ноцри в романе личностью, которая выдвигала нестандартные, необыкновенные идеи, принудила Пилата ощутить еще что-то, кроме своей головной боли, ощутить, что существует мир, которому хотел посвятить себя Иешуа. Римский прокуратор больше не хочет смерти Иешуа, старается спасти его, дает ему возможность, которой Иешуа не воспользовался, так как это, т. е. вранье, могло нарушить его принципы: «Слушай, Га-Ноцри,- заговорил прокуратор, смотря на Иешуа как-то удивительно: лицо прокуратора было грозным, но глаза были заботливые,- ты когда-нибудь говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай: говорил?… Или не говорил? — Пилат протянул слово «не» немного больше, чем это должно быть на суде и отправил Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую будто бы хотел навеять арестанту».
Из последних сил старается Пилат-Мужчина спасти от смертного наказания Иешуа. Но когда тот сознается в речи о кесаре, Пилат-Прокуратор утверждает смертный приговор. Писатель хотел показать непримиримость двух противоположных сторон человека: Пилат как человек не хочет смертной казни доброго философа, но согласно закону он не может допустить речей Иешуа о императоре, которые могут всколыхнуть народ. К этому примешивается и страх, что он может потерять место прокуратора. Но даже после того, как Пилат утвердил приговор, он старается добиться освобождения Иешуа Малым Синедрионом, который в день великого праздника должен был помиловать одного из четырех осужденных к смертной казни.
В сцене смертной казни Булгаков описывает человечность героя. Когда Иешуа, привязанному к столбу, давали губку, смоченную водой, он, который очень хотел пить, услышав вскрик одного из двух преступников, которых казнили вместе с Иешуа, «оторвался от губки и, стараясь, чтобы его голос звучал ласково и убедительно, хрипнуло попросив палача: «Дай попить ему». Человечность Иешуа показана в этом эпизоде не случайно. Автор подчеркивает этим, что даже перед смертью Иешуа остается верным своим идеям, которые проповедовал, что эти идеи вечные.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» настолько тесно переплелись реальные и мистические сюжеты, что чаще всего невозможно отличить одно от другого, провести четкие границы. В произведении есть автобиографические эпизоды: Мастер сжигает рукопись романа, чтобы потом восстановить по памяти, как и Булгаков, который сначала тоже уничтожил первую рукопись романа, а потом восстановил его.
Многогранность человеческой натуры (Пилат и Иешуа)