Мое любимое стихотворение Н. А. Некрасова
Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как «Стихотворения, посвященные русским детям» , «Школьник» , «Плач детей» и многие другие. Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа.
Вспоминает ли Некрасов свое собственное детство , размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика — везде мы замечаем образ России, ее прошлое, настоящее и будущее. Моим самым любимым стихотворением является произведение «Крестьянские дети». Оно, как мне кажется, занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям.
Сразу же надо отметить, что «Крестьянские дети» появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в «год надежд» о детях — будущем России. Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано. «Воля» — это не только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с природой. Известно, что Некрасов писал это стихотворение в Грешневе. Здесь он полностью посвящает себя любимым занятиям: творчеству и охоте.
В этот период и по- является стихотворение «Крестьянские дети». Первоначально автор хотел назвать произведение «Детская комедия», указывая тем самым на особенность жанра. По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей.
Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука… В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию — «описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян». Суть же «детской комедии» — поэтическая реальность, пропитанная игрой. Н. А. Некрасов огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы.
Так и в этом произведении мы можем отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — 9 ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный… Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение.
Дети убегают, но вскоре возвращаются… И видно не барин: как ехал с болота, Так рядом с Гаврилой… В итоге ребята признают в охотнике своего — и между ними исчезают напряженность и недоверие. Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения: О милые плуты!
Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей… Но дети скоро станут взрослыми — и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в детстве закладываются предпосылки для этого выбора.
Рабочий расставит, разложит снаряды — Рубанки, подпилки, долота, ножи: «Гляди, чертенята!» А дети и рады, Как пилишь, как лудишь — им все покажи. В стихотворении Некрасова мы наблюдаем людей труда — талантливых, сильных и добрых… Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг: Довольно, Ванюша! гулял ты немало, Пора за работу, родной — Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной.
До чего же верно подметил Некрасов, что детство — это прежде всего игра, которая является прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до «пота и крови». Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью: И снег, до окошек деревни лежащий, И зимнего солнца холодный огонь — Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой мертвящей зимы. Эти строки создают контраст картинам природы, передающим гармонию мира.
Интересно и лирическое отступление . Оно возвращается к дням отмены крепостного права.
Тема вечности также представлена здесь: из детства, из игры поэт ведет нас в будущее! Все стихотворение Н. А. Некрасова проникнуто «обаянием поэзии детства», которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей! Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!» И нет певцов… Замолкло божество…
О, кто ж теперь напомнит человеку Высокое призвание его? Н. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов, так же, как Пушкин, знаком нам с раннего детства. Еще не умея читать, мы с замиранием сердца слушаем, как дедушка Мазай в половодье спасает зайцев: Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его — тягота невелика!.. Вместе с поэтом видим, что «серые, карие, синие глазки» крестьянских детей «смешались, как в поле цветы».
Позже учим строки и переживаем за судьбу горемыки-пахаря из «Несжатой полосы»: Плохо бедняге — не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет… Вместе с Дарьей прислушивается к шагам Мороза: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Написать такие строки мог только влюбленный в природу, тонко чувствующий ее лирик. А увидеть и по-настоящему понять эту красоту, знакомую по любимым строкам Некрасова, я смогла только здесь, на Родине поэта.
С удивлением и восхищением смотрела на стройную, высокую красавицу березу, на красные гроздья рябины, на пушистые лохматые лапы ели: Пригреты теплым солнышком, Шумят повеселелые Сосновые леса… И липа бледнолистая, И белая березонька С зеленою косой! А зима очаровала меня своей щедростью: сугробы по колено, обилие снега, сверкающего на солнце, как россыпь драгоценных камней, и необозримые русские просторы, поражающие каждого приехавшего сюда. Кругом поглядеть нету мочи», Равнина в алмазах блестит…
Детство Некрасова проходило здесь, в Ярославле. Среди полей, лугов, на берегах Волги шло взросление и формирование русского поэта. Я рос, как многие, в глуши У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши…
Мое любимое стихотворение Н. А. Некрасова