Мое отношение к героям повести Марка Вовчка «Институтка»
Марко Вовчок изображала в своих произведениях непростую жизнь крестьян времен крепостничества. Отдельное место в ее рассказах и повестях занимает тема женской судьбы, потому что женщины чуть ли не больше всего страдали от несправедливости и жестокости окружающего мира. Героини рассказов Марка Вовчок появляются перед нами многострадальными, чувствительными и часто печальными, однако всегда искренними и чуткими, сильными духом.
Писательница искусно проникает в саму сущность души человека, указывая нам на те, часто ужасные превращения, которые происходят в человеке под давлением социальной несправедливости и личного горя. Но Марко Вовчок, создавая яркие женские обиды, изображает не только крепостных, но и панов и барышень. Характерным образом является барышня из повести «Институтка». Прочитав эту повесть, я услышал от своего учителя очень интересный вопрос: «Как ты относишься к барышне?» Сначала я, конечно, преисполненный возмущением от ее выходок, начал критиковать и осуждать ее, но вовремя вспомнил, что нет ничего однозначно хорошего или плохого, и решил серьезно поразмышлять над этим вопросом. Молодая барышня появляется в повести после возвращении с учебы. Но научилась ли она чему-то? Она сама пренебрежительно и почти презрительно говорит об образовании. Она считает его ненужным, потому что мысли у нее только о развлечениях и удачном будущем замужестве. Такое отношение к знаниям, которые, собственно, и делают человека человеком, которые формируют личность и духовность в человеке, заслуживает осуждения, однако чем было предопределено такое отношение? Во-первых, ее собственным нравом. А во-вторых, тем самым строем, социальной моралью, согласно которой женщине не нужно образование, если она умеет готовить, ухаживать за детьми и является привлекательной внешне. Выходит, что барышня большую часть своих отрицательных черт унаследовала с воспитанием… Жестокое отношение к крепостным, ее презрение к людям во многом, как по мне, предопределено тем, что она видела вокруг.
Она просто подражала поведению тех панычей, которых видела, которых считала авторитетом. Замечу, что она была способна любить, пусть чувство любви часто соперничало в ней с желанием выйти замуж за богатого мужчину. Кроме того, барышня, насколько я понимаю из других литературных произведений и истории, — человек-тип, то есть таких, как она, было много. Даже большинство. Выходит, несправедливое общество само воспитывало таких людей? В любом случае, вряд ли такое поведение большинства господ было предопределено только их личными изъянами. Образ барышни в действительности достаточно противоречивый. Безусловно, большинство ее поступков и черт заслуживают осуждения, но стоит с пониманием отнестись к тому, что жестокий строй общества искажал души людей всех слоев населения, не только ломал жизнь крепостных, но и изменял души господ.
Потому что власть, как известно, изменяет человека и часто не к лучшему. Тем более — власть над людьми — несправедливая, абсолютная власть. Один из мыслителей сказал, что власть искажает человека, а абсолютная власть искажает абсолютно… Я пришел к выводу, что одновременно и осуждаю барышню, и сочувствую ей, потому что вряд ли она была счастлива, имея такой нрав и такое отношение к людям. Она также была жертвой крепостничества и жертвой воспитания, уклада, традиций. Однако это в любом случае не снимает с нее ответственность за ее жестокие и часто просто нечеловеческие поступки…
Мое отношение к героям повести Марка Вовчка «Институтка»