Мое восприятие Достоевского
Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны… М. Горький Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случаен. Мир стремится к освобождению от всех видов рабства, включая и психологическое рабство. Достоевский глубоко сочувствовал всему угнетенному человечеству.
Он пробуждал в страдающих сердцах надежду на будущее, достойное человека. Власть денег, попрание человеческого достоинства, бредовые идеи «вседозволенности» — все это смело разоблачает Достоевский в своем творчестве. Произведения писателя отличает страстный гуманистический пафос. Известно, что некоторые современные ученые на Западе пытаются доказать, что Достоевский — певец отчаяния, проповедующий неверие в человека, что он стоит у истоков упаднических литературных течений.
В связи с этим устраиваются различные международные конгрессы, где российским литературоведам приходится опровергать все эти домыслы. Самым важным вопросом жизни Достоевского была борьба добра и зла в человеке. Писатель рассматривал зло как порождение алчности, корыстолюбия, властолюбия, поклонения «золотому тельцу» и т. д. По христианской религии — это семь смертных грехов, которые человек должен знать и избегать совершать, если не хочет погубить свою душу. Все это ярко отражено в таких произведениях Достоевского, как «Зимние заметки о летних впечатлениях», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».
Действительно, творчество писателя нельзя назвать радужным, но в то же время Достоевский глубоко верил в добрые начала в человеке. По его творчеству видно, что он всю жизнь вынашивал идею о будущем совершенном и справедливом обществе. Эту прекрасную, гуманистическую идею проповедуют его герои — князь Мышкин из «Идиота» и Алеша Карамазов из «Братьев Карамазовых».
Эта идея красной нитью проходит в дневниках и письмах великого писателя. Осуществление своей мечты писатель видел в преображении человека. Он считал, что человек должен усовершенствовать свою собственную природу, осознать ответственность перед другими людьми, бескорыстно трудиться на общее благо. Велико значение Достоевского в литературном процессе прошлого века.
Известно, что он не примыкал ни к какому литературному направлению. В то время, когда писатели-либералы Гончаров и Тургенев критиковали господствующие классы, а писатели демократического лагеря создавали идеалы и типы «новых людей» , Достоевский искал Бога в человеке. По-моему, Алеша Карамазов и князь Мышкин наделены качествами Христа.
Как ни странно, признавали Достоевского и большевики. Луначарский писал о нем: «Все его повести и романы — огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде…» Видимо, большевиков устраивало в Достоевском то, что он воспевал «маленького» человека. Это можно было легко истолковать как протест против частной собственности.
В творчестве Достоевского, на мой взгляд, противоречий и парадоксальных моментов больше, чем у других русских писателей того времени. Он, например, боролся против всякой социальной несправедливости, угнетения человека человеком, против власти денег, а с другой стороны, проповедовал христианское смирение, верил, что все человеческие вопросы может разрешить только Бог. Эти противоречия читатель найдет почти во всех произведениях Достоевского, начиная с его первого романа «Бедные люди» и кончая «Братьями Карамазовыми». Личная судьба Достоевского сложилась очень драматично.
В 40-х годах он увлекся учением социалистов-утопистов. Это кончилось для него гражданской казнью и четырехлетней каторгой. Он и на каторге продолжает писать. Этот период его жизни ярко описан в «Записках из мертвого дома».
Свои размышления о творчестве Достоевского я хочу завершить словами Добролюбова: «В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».
Мое восприятие Достоевского