Мои размышления над рассказом А. Солженицына «На изломах»
Подошло к концу 20-е столетие, которое было отмечено трагическими событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней. Век революций, войн, изломов, катаклизмов, так по праву может быть охарактеризован век ХХ-ый. Многие писатели напористо вступали в литературу в конце 70-х — начале 80-х годов, но мало кто остался. Хотя есть и ныне живущие современные писатели, вошедшие в историю отечественной словесности второй половины нашего века.
Их присутствие в литературе по-прежнему ощутимо, даже если их произведения не часто появляются на страницах периодики и не так часто выходят отдельными изданиями. Эти писатели прошли через испытания нынешнего социального излома без ущерба для творческой воли. Ситуация в обществе и состояние умов сегодня таковы, что даже А. Солженицын оказался оттесненным на второй план. В 1994 году он возвратился в Россию из вынужденной эмиграции. Его творческий путь — особенно в жанре публицистики — продолжается. Сейчас он явно очень многое уточняет на своем пути самопознания, раздумий о грядущем обустройстве России.
Писатель иначе подходит к трактовке судеб своих героев. Время разрушения исторических устоев России под любыми лозунгами прошло. Солженицын никогда не был просто писателем, он был еще и гражданином, и философом, и историком, и «пророком-проповедником» (как он сам себя всегда называл). Все его произведения неразрывно связаны с судьбой страны, с болями ее и невзгодами; все пронизаны гражданской тревогой. И мы не ждем от него остросюжетного детектива или любовного романа, а ждем солженицынского углубленного и пристального анализа, куда неразъемно вплавлено раздумье, что, несомненно, важнее прямого ответа на любой вопрос. Мое внимание привлек «двухчастный» рассказ Солженицына «На изломах», напечатанный в журнале «Новый мир» в 1996 году. В нем автор сумел дать ответ на вопросы читателей о смысле бытия, вторгнувшись в нервный эпицентр действительности, реально оценив происходящее. Солженицын называет рассказ «На изломах», что значит в момент самых крутых социально-исторических сдвигов, в самые критические минуты личного и общественного существования.
Так, неожиданно, одним из героев рассказа становится талантливый деятель отечественного ВПК, промышленный заправила, сумевший устоять не только во времена былые, но и во времена новые не дать погибнуть своему детищу — заводу. Другой герой, более молодой, достигший высот финансового Олимпа. Он глава крупного провинциального банка, который хотят повалить конкуренты, используя все возможные средства, вплоть до покушения на жизнь Алексея. В прошлом этот разносторонне одаренный Толковянов «вздорил» с государством, а теперь вынужден идти просить у него защиты. Найдет ли? Оба персонажа для Солженицына — воплощение национальной талантливости и упорства, непоказной любви к стране, которую они могли бы и покинуть, потому что нигде не пропали бы, да только не лежит сердце к «загранице». Хочется, чтоб здесь было хорошо, да и честолюбия достаточно, чтоб не мириться с унижением бегства. Оба не желают уступать даже в самых трудных условиях, в которых вынуждены — в силу извечной российской нескладицы — самореализовываться. Поэтому и держатся друг за друга. Похоже, на них и уповает Солженицын, на эту элиту, плоть от плоти народной. И что характерно, на прошлое своего «вэпэкашника» он закрывает глаза: ведь не уронил национальной гордости, не уступил никому первенства.
Но и новоиспеченного банкира он не обвиняет в том, что деньги в банке народные, что богатеет тот, когда население нищает. Солженицын понимает одно: как бы ни было, а без талантов такого рода, без их хозяйской разворотливости не обойтись. Его надежда — в том, что все нормализуется, обретет цивилизованные формы, и обретет их именно трудами и усилиями таких вот молодых и немолодых старателей, для которых чувство свободы неразрывно связано с чувством самоуважения и желанием самореализоваться в родной стране. Надежды на восстановление и обновление России звучат и у других современных писателей. В произведениях В. Астафьева, В. Распутина.
Но, безусловно то, что «На изломах» стоит особняком, решая эту проблему в ином ключе. Рассказ современен и достаточно легок для восприятия. В нем Солженицын в доступной форме сумел выразить сложную идею возрождения страны, возрождения уважения к человеческой личности. Будет ли Россия домом для живущих в ней? В этом, как мне кажется, нерв раздумий всех современных писателей. Это их главная тревога. Но и мы часто задумываемся о судьбе своей родины, а ответы ищем у великих мира сего.
Мои размышления над рассказом А. Солженицына «На изломах»