Мои размышления при чтении романа А. Головко «Бурьян»
Изданный в 1927 году, роман «Бурьян» сразу поставил автора в ряд выдающихся писателей Украины. Произведение вызывает много раздумий о поступках героев, их убеждениях, сомнениях, колебаниях. Главным героем является молодой партиец Давид Бечевка.
Он возвращается домой, где не был уже несколько лет. Возвращается с надеждой, с верой и надеждой на лучшую жизнь. Его интересуют изменения, которые произошли в селе за время его отсутствия.
И новости, которые он слышит, очень его удивляют: село совсем не чувствует советской власти. Все эти изменения в настроениях Давида Головко мастерски раскрывает через природу, которую видит юноша. В образе Давида мне нравится все: и характер, и любовь к людям, и стремление к лучшей жизни, и умение убеждать людей, и смелость, и иногда удивляют неосторожность, отсутствие умения ценить свою жизнь.
Но благодаря всему этому он и заслуживает такой чистой и глубокой любви, которую подарила ему Зинка.
Эта девушка подходит Давиду больше, чем какая-либо другая. Она умная, привлекательная, смелая, преданная, твердая в своих решениях, а к тому же имеет чистое чувство к Давиду. Ради своего возлюбленного она готова на самопожертвование, готова пойти на все, чтобы спасти его.
А когда я читала, как она бежала за ним, когда его повели на расстрел, у меня так колотилось сердце, что я сама удивилась: что это так стучит, а потом поняла. Мне интересно было узнать, что же произойдет с Давидом. Когда прочитала слова: «А с шелюгов в ту минуту, как дуплетом из двух винтовок — бах! бах», — я не могла поверить. Мне пришлось перечитать этот отрывок еще раз, надеясь, что ошиблась. Пока не увидела другие «бах! бах», все придумывала, что это могло произойти с ним, потому что не могла поверить, что он убит, думала, что, может, стреляли не в него, что, может, убийцы промахнулись, что, может, стреляли холостыми…
Я скорее опустила глаза вниз, чтобы прочитать, что весной Бечевка возвращался из города в Обуховку. Давид остался жить.
Давиду, Зине, Кожушному и их товарищам противостоит Корней Матюха со своими помощниками. Если Давид — защитник интересов сельской голытьбы, то Матюха — это типичный представитель партийных руководителей периода становления административно-бюрократической государственной системы. Хотя он и имеет партбилет, как и Давид, но обманывает народ.
На первый взгляд, даже, кажется, что он защищает советские законы, а в действительности нарушает их на каждом шагу. Матюхе не знакомы такие качества, как доброжелательность, человечность, гуманность, любовь к людям. Ему присущи только грубость, жестокость, бессердечие, пренебрежение, ненависть и мордобой: кто говорит против него хоть слово, то сразу получает Матюхин кулак в лицо. Огромную разницу между Матюхой и Давидом можно видеть и в том, как каждый из них ведет борьбу за свою правоту. Давид открыто говорит обо всем, что ему не нравится, собирает людей: в читальне, рассказывает все, что им непонятно, доказывает свою точку зрения и убеждает в этом людей.
В отличие от Давида Матюха и его свора применяют нечестные методы борьбы: стараются скомпрометировать Бечевку, обвиняют Давида и его друзей в том, что они обокрали кооператив.
Матюха со своими товарищами, такими, как он, могут действовать только коварными, преступными методами, чтобы избавиться от людей, которые препятствуют им в их замыслах. Матюха вызывает у меня только презрение, потому что никаких других чувств к такому человеку не может быть. В этом романе действует человек, которого трудно отнести к определенному лагерю — это Мария Кожушная.
С одной стороны, она должна была бы принадлежать к группе Давида, как и ее муж, и сама она не входит в число самых богатых людей Обуховки, имеющих власть, а с другой — она принадлежит к группе Матюхи, потому что совершила преступление. Привела к этому непозволительная любовь к Давиду, а также желание иметь женское счастье и быть рядом с любимым. Но на пути этого, как считает Мария, стал человек.
И чтобы избавиться от одного и получить другого, она решает помочь Матюхе в отвратительном деле: подкладывает кусок ситца на чердак своего дома, чтобы это было похоже на то, что украл его Тихон. Если это смогут доказать, то его арестуют и бросят в тюрьму, тогда Мария станет свободной. Но Мария ошиблась: арестовали не только ее мужа, но и любимого, а ей было нужно совсем не это.
К Марии я не чувствую никакой злобы и ненависти, а только сочувствие и сожаление. Я понимаю эту женщину, потому что нельзя обвинять человека в том, что она желает счастья себе, а Мария стремилась именно к этому и получить счастье пыталась любым путем. Говорят: «Цель оправдывает средства». Но не верю, что Мария упала так низко, что решила построить свое счастье на несчастье другого.
Просто она не подумала, к чему может привести ее поступок, не учла возможных последствий, ибо ей голову забила лишь одна мысль: быть счастливой вместе с Давидом.
Я уверена, что Зинка никогда не поступила бы так, как сделала это Мария, ибо любовь Марии была эгоистичной, тогда как для Зинки главным было счастье Давида, ради которого она пожертвовала бы своим собственным. В романе «Бурьян» мне больше всего понравились образы Давида и Зиньки. Я считаю, что такие люди будут цениться в любые времена.
А сам роман, раскрывающий острую классовую борьбу в украинском селе, стал одним из самых ценных достояний украинской литературы.
Мои размышления при чтении романа А. Головко «Бурьян»