Мораль басни или Актуальность Басни в современном мире
Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, которые прожили века, и теперь в стихотворной форме известны под именами других баснописцев, в частности именем русского писателя Ивана Крылова: «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей» и «Лисица и виноград».
Мораль басни «Ворона и Лисица» у Крылова принципиально отличается от Эзоповой воспитательной ноты. Эзоп пишет о неразумности Вороны, а Крылов делает другой акцент, и у него главным персонажем становится льстивая Лисица. Итак, основная идея его басни — лесть, которая шкодила окружающим. Обе черты человеческой натуры — глупость и льстивость — можно найти в обеих баснях. Но акценты авторами расставлены разные, а потому басни воспринимаются по-разному, хотя сразу понятно, что используется один и тот же сюжет.
Басня «Муравей и Цикада» у Крылова названа «Стрекоза и Муравей». Уже в изменении этого названия мы видим интересный момент: баснописцы изменяли колорит своего произведения для более простого восприятия его читателями. Поскольку цикады на территории России не имеют распространения, автор изменяет этот образ на более доступный для своего региона образ стрекозы. Это приближение произведения к простому человеку еще раз подчеркивает основную цель басни — раскрыть человеческие недостатки таким образом, чтобы все поняли и не повторяли ошибок, которые изображаются в басне. Мораль басни «Стрекоза и Муравей» со времен Эзопа не изменилась: необходимо думать о будущем и работать ради него.
Басня «Лисица и виноград» рассказывает нам о том, как Лисица длительное время старалась достать виноград, который был весьма высоко, и она так и не попробовала его. Лисица тогда сказала, что этот виноград еще зеленый и пошла себе. Мораль Эзопа попала очень метко и даже афористически: «так и некоторые люди не могут достичь успеха за неимением силы, а предъявляют обвинение в этом обстоятельствам». Интересно то, что в басне Крылова делается ударение на том, что виноград был спелый: «грозди краснели».
Итак, мы видим, что басня — это Сочинение не только художественное, а еще и философское и воспитательное. Басня разоблачает недостатки человеческого характера, а поскольку эти недостатки часто одни и те же независимо от времени и пространства, темы, идеи, сюжеты басен занимаются одними писателями у других. Для автора остается основным одно: чтобы басня оказывала содействие исправлению человека. И воспитывает она человека очень осторожно и нежно: предлагая ему на усмотрение поведение животных. Таким образом, никто не остается оскорбленным, а кто хочет «услышать», о чем говорит автор, тот «услышит».
Мораль басни или Актуальность Басни в современном мире