Морфологический анализ слова
Задание:
Из предложений (предложения указаны) выпишите (часть речи указана). Среди предложений (указано) найдите такое, в котором имеется…(частица, наклонение глагола, прилагательное того или иного разряда, разряд или форма того или иного местоимения и т. д.).
Аналитический отчет ФИЛИ:
«…Наиболее низкие результаты
Экзаменуемые показали при различении частиц, производных
Предлогов, местоимений различных разрядов».
Это задание практически повторяет задание А10, поэтому в затруднительных случаях обращайтесь к нему (там есть таблица с подробной характеристикой самостоятельных и служебных частей речи). Выполняя это задание, выпускники иногда не могут найти субстантивированные, т. е перешедшие в существительные другие части речи, поэтому предлагаем вам ознакомится с таблицей. Могут переходить в существительные
1. Прилагательные
2. Причастия
3. Местоимения (притяжательные)
4. Числительные
5. Наречия
Пример
Он Больной
Человек. Больной
Присел на кровать. Пассажиры, Встречающие
Поезд, вышли на перрон. — Встречающие
Вышли на перрон.
Мой
Сын уехал отдыхать к морю. — А Мой
Вчера из деревни вернулся. Двое Медвежат бежали следом за медведицей. — Двое О чем-то тихо разговаривали. Один
Рассказ Чехова мне особенно понравился.
— Один
В поле не воин. У Второго Певца был замечательный голос. — У Второго Был замечательный голос.
Мы позвоним вам Завтра.
— Наше Завтра
Будет прекрасным. Решите
Самостоятельно
Укажите номера предложений, в которых есть указанные части речи, употребленные в роли существительных.
1.
Будущее состояние деревни мало волновало Ивана Кузьмича. 2. Мое будущее обещало быть безоблачным. 3. Настоящее нас мало радует. 4. Тополя, окружающие дом, облетели и выглядели очень уныло. 5. Окружающие недоверчиво выслушали своего попутчика. 6. Младший был очень похож на своего отца. 7. Семеро одного не ждут. 8. Отдыхающие в тени деревьев курортники наслаждались запахами моря и соснового бора. 9. Твой вчера на школьной спартакиаде чемпионом стал! 10. По дороге они встретили пьяного, который, пошатываясь, что-то бормотал. 11. Приговоренных к расстрелу выстроили в колонну, которую должны были охранять автоматчики с собаками. 12. Успокой плачущих, согрей обиженных — и твоя душа наполнится радостью. 13. Прошлые беды тревожили ее душу, мешали радоваться новому счастью. 14. К новенькому в классе быстро привыкли и полюбили его за доброту и чувство юмора. 15. Плавающие у берега лебеди совершенно не боялись людей. 16. Я не мог скрыть своего горького разочарования. 17. К тонущему кораблю со всех сторон спешили на помощь суда. 18. У тонущего оставалась одна надежда: его несло течением на отмель. 19. В лесу девчушки долго не могли найти троих телят, отбившихся от стада. 20.Один пашет, а семеро пляшут. Ответы: 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10,11, 12,14, 18, 20. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Свобода человека становится высочайшей человеческой ценностью только на путях добра. (2) Нет этого сочетания — и она может оказаться свободой самых античеловечных, противоречащих природе человека, проявлений, свободой умирания человека в человеке. (3)И это подтверждает опыт жизни Печорина, ибо, как ни ценны и не близки нам те истинные обретения, что есть в этом опыте, он не может быть истинным в своей цельности. (4)Указать на эту неистинность, осудить индивидуализм Печорина как жизненную программу, как философию жизни не составляет уже для нас, сегодняшних людей, непосильной задачи. (5)Но в этом преимущество именно нашего времени, а наше время открывает перед нами эти возможности лишь потому, что вобрало в себя опыт, выстраданный предыдущими Поколениями, — в том числе и поколением Печорина. (6)Да, все-таки самому Печорину сбросить с себя вериги своего индивидуализма не удалось, хотя опыт этого индивидуализма наталкивал его на истины, живое переживание которых несло в себе реальное отрицание индивидуализма… (7)Каждый шаг Печорина — словно издевательская насмешка судьбы, словно камень, положенный в протянутую руку. (8)Каждый шаг его с неумолимой последовательностью показывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни чувства, а полнота чувства невозможна там, где прервана межчеловеческая связь, где общение человека с окружающим тебя миром движется лишь в одном направлении: к тебе, а не от тебя, где прошлое не отпускает… (9)Историей жизни Печорина Лермонтов доступно рассказал читающим о том, что путь индивидуализма противоречит живой природе человека, с ее действительными запросами. (10)Он, одним из первых в русской литературе поднявший эту тему, которая стала потом существеннейшей для всего XIX века, показал нам, что подлинные и высшие радости, подлинную полноту жизни живая человеческая душа начинает обретать лишь там, где связь между людьми строится по законам любви, добра, благородства, справедливости. (11)Он рассказал нам о том, что только на этом пути свобода воли, самостоятельность решений, обретенная человеком, осознавшим свою суверенность, раскрывает свою цену и может надеяться стать наконец-то сосудом действительной истины. (12)Так же, как и трезвость мысли, реалистичность взгляда на мир, глубинное знание человеческого сердца. (13)Благодаря Лермонтову, мы лучше стали понимать самих себя, вглядываясь в собственную душу. (По И. Виноградову) 1. Из предложений 1-3 выпишите прилагательное в превосходной степени.
2. Из предложений 2-4 выпишите действительное причастие. 3. Из предложений 1-4 выпишите определительное местоимение. 4. Из предложений 3-6 выпишите страдательное причастие. 5. Из предложений 3-6 выпишите краткие прилагательные. 6. Из предложений 1-4 выпишите притяжательное местоимение. 7. Из предложений 5-7 выпишите относительное местоимение. 8. Из предложений 7-9 выпишите краткое причастие. 9. Из предложений 6-9 выпишите наречие. 10. Из предложений 11-12 выпишите частицу(-ы). 11. Из предложений 9-12 выпишите порядковое числительное. 12. Из предложений 9-12 выпишите количественное числительное. 13. Из предложений 5-6 выпишите все частицы. 14. Из предложений 7-8 выпишите переходные глаголы. 15. Из предложений 3-6 выпишите противительный союз. 16. Выпишите все предлоги из 10-го предложения. 17. Из предложений 9-11 выпишите причастие, употребленное в роли существительного. 18. Из предложений 6-8 выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного. 19. Какой частью речи является слово ПОТОМ (предложение 10)? 20. Из предложений 4-5 выпишите личные местоимения. 21. Из предложений 1-3 выпишите подчинительные союзы. 22. Из предложений 9-11 выпишите прилагательное а превосходной степени. 23. Среди предложений 11-13 укажите предложение, в котором есть производный предлог. 24. Из предложений 10-13 выпишите наречие в сравнительной степени. 25. Из предложений 10-13 выпишите деепричастие. 26. Какой частью речи является слово ОБРЕТЕННАЯ (предложение 11)? Ответы
№ изд. | Ответ |
1. | Высочайшей |
2. | Противоречащих |
3. | Самый |
4. | Выстраданный |
5. | Ценны, близки |
6. | Своей |
7. | Которых |
8. | Прервана |
9. | Доступно |
10. | Только, же |
11. | Первых |
12. | Одним |
13. | Именно, лишь, и, все-таки, не |
14. | Показывает, отпускает |
15. | Но |
16. | Из, в, для, между, по |
17. | Читающим |
18. | Прошлое |
19. | Наречие |
20. | Нас, нами |
21. | Ибо, как ни. что |
22. | Существеннейшей |
23. | 13 (благодаря) |
24. | Лучше |
25. | Вглядываясь |
26. | Причастие |
Морфологический анализ слова