Мотивы раннего творчества Юрия Яновского
Родился в с. Майеровом (теперь Кировоградская область) в зажиточной крестьянской семье. Закончил Елисаветградское реальное училище, служил в разных учреждениях. Учился в Киевском политехническом институте, но не закончил его из-за материальных нужд. Работал в газете «Большевик», потом заинтересовался киноискусством. Был сначала редактором кинофотоуправления, а с 1926г. стал главным редактором Одесской кинофабрики. Жил в Харькове. Во время Второй мировой войны в эвакуации возглавлял журнал «Украинская литература» (теперь — «Отчизна»). Последние годы жизни провел в Киеве. Поэт, прозаик. В творениях Яновского присутствует дух творческого беспокойства, порыв к утверждению индивидуальности человека в непостоянном мире. Известнейшие из них: сборник стихотворений «Прекрасная Ут», романы «Мастер корабля», «Четыре сабли», «Всадники».
Яновский строил свое творчество на идеалах культового немецкого философа XIX столетия Фридриха Ницше. Главный тезис учения мыслителя — воля к власти, которая рождает сверхчеловека. Цель жизни — возвышение над другими.
Мировоззрение Яновского отличает идея вечного возвращения, языческой цикличности жизни. Поэтому круг выступает эмблемой всего творчества художника. Кровная память предков, «кровь земли», ценности матери-земли — вот приоритеты его литературных героев.
Совершенная естественная красота и жестокость его персонажей идут от акцентирования детского, мужественного и жестокого типа человека. Жестокость и стоицизм здесь подчеркивают достоинство врага. Чем жестче наказание, тем большие симпатии к врагу, равенство ему. Война и революция несут справедливость, новый мир, а жестокость — воля Божья во имя утверждения нового порядка существования. Создание революции ассоциируется с актом создания мира.
Традиционный гуманизм для Яновского чужой. Его гуманизм в жестокости. Только жестокость будет оказывать содействие самосозданию человека, утверждению в мире воли к власти. Жизнь — составная часть воли к власти. Люди легко умирают и уничтожают других. Герой Яновского наделен мифологическим мироощущением: жертвенность лежит в акте создания мира. Герой — это не только убийца, это жертва, поспешно готовая к смерти.
Почтальон (новелла «Письмо в вечность») — аналог всех жертв, которые существовали до него. События происходят в субботу перед праздниками. Люди собирают зелень, чтобы украсить дом. Зеленые праздники — время, когда чтят своих предков, когда к живым приходят души умерших родственников. Эта связь предусматривала жертвенность. Быть жертвой, было делом чести. Герой принадлежит к избранным жертвам. Извне он очень слабый, замученный. Пиявки, которые присосались к телу — украшения на теле жертвы. Герой обнаруживает волю к власти над собой, над собственной памятью. Он приказывает себе забыть информацию, которой владел, чтобы не выдать ее врагу. Умирание в одиночестве подобно уровню прозрения, недоступного другим.
Украинские писатели мыслили законами экзистенциализма. Уровень становления чего-нибудь соотносится с фактом обреченности насмерть. Смерть — то, на что обречены все. Смерть — единый творец. В литературы предопределяется появление новых жанров — роман в новеллах («Всадники», «Четыре сабли»).
«Всадники» — восемь новелл. В каждой речь идет о чьей-то смерти. «Двойной круг» — смерть братьев Половцев! Когда один из сыновей умирает, отец вспоминает о нем. «Детство» — комиссар вспоминает о смерти своего деда. Дед владел тайнами растений, которые поддерживают человеческую жизнь. «Адаменко» — факт самоубийства как одна из вершин человека. Смерть не является недовольством жизнью. Адаменко — гордый человек, шахтер, всадник революции. Сделал все, чтобы не умереть лежа: встает, когда стреляет в себя.
Мотивы раннего творчества Юрия Яновского