Муки совести Григория Мелехова
Я думают как прекрасна земля И на ней — человек… И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек. И сколько зарыто в ямы, И сколько зароют еще…
И чувствую в скулах упрямых Суровую судорогу щек… С. Есенин В романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохов изобразил грандиозную картину жизни казачьего Дона с его историческими традициями, своеобразным бытом, социальными потрясениями, человеческими характерами и судьбами. Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.
Его трагедия — это трагедия личности, которую неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоискатель. В поисках правды он проходит самый тяжелый путь — путь самопознания. Этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял «бессмысленную жестокость».
Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека. Не для кровопролития пришел Григорий в этот мир.
Смолоду он был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюбленным во все живое в природе. Как-то на сенокосе зарезал случайно дикого утенка и с большим чувством жалости смотрел на мертвый комочек. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь.
Облик убитого является потом и во сне, вызывая душевную боль. Первые встречи с большевиками настраивают Григория принять идею классовой ненависти. Однако неоправданная бесчеловечность Подтелкова, по приказу которого без суда были убиты пленные, оттолкнула Григория. Сделавшись председателем Донского ревкома, Подтелков стал высокомерным, жестоким, сам участвовал в убийстве пленных. Не менее жестокими были белогвардейцы.
Вспомним еще более кровавое судилище — казнь Подтелкова и всего отряда красноармейцев. Шолохов никому не прощает жестокости: ни большевику Мишке Кошевйму, сжегшему почти полхутора, убившему старого человека; ни садисту Митьке Коршунову, зверски расправившемуся с пленными, с матерью Кошевого; ни самому Григорию, когда он рубил матросов, мстя за себя, за брата, отца. Насилие порождает насилие.
Григорий чутким разумом это понимает. Он страдает оттого, что стал на грани двух начал, «отрицая оба их». Судя по поступкам, раздумьям, переживаниям Григория, мы видим, что он часто ищет мирные пути решения жизненных противоречий, не хочет отвечать жестокостью на жестокость: приказывает отпустить пленного казака, освободить арестованных из тюрьмы, бросается спасать коммунистов Котлярова и Кошевого. Междоусобицы измотали Мелехова.
Но человеческое в нем не угасло. Вот он на один день пришел в родной дом, взял на руки детей… Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травой и еще чем-то родным.
На глаза Григория наворачиваются слезы. Он мечтает ходить по мягкой земле с плугом, тоскует по мирной жизни, по Дону, по любви Аксиньи… А взамен этого — кровь, страдания, толпы пленных, непримиримая ненависть людей друг к другу.
Чем больше втягивал Мелехова круговорот гражданской войны, тем сильнее он мечтал о мирном труде: «Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась». И в своих снах Григорий ходит по высоким хлебам. Эта тоска по мирной жизни, извечно присущая человеку, — наиболее драгоценное в содержании «Тихого Дона».
И страницы, овеянные мечтой о «горько-сладкой человеческой жизни», — наиболее поэтичны. Талантливый художник, Шолохов придавал им особо важное значение, считая их ключевыми, обнаруживающими источник мучений, причину трагедии Григория Мелехова. От горя, утрат, метаний герой рано постарел, однако не растерял человеческих чувств.
Искренность, отзывчивость, способность к сопереживанию, сочувствию мы наблюдаем у Григория на протяжении всей его жизни. И особенно эти качества выразительны в завершающих частях романа. Героя потрясает зрелище убитых. Вот он хоронит замученную женщину, невинно убитого доброго деда Сашку и смотрит в огромное небо, прислушивается к земле, где продолжает кипеть жизнь. Не раз рыдания сотрясают Григория.
Он испытывает чувство безотчетной жалости к людям, ему хочется «отвернуться от бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира». Но человека бывает трудно остановить, когда разум его помрачен этой враждой. И упреком Григорию звучат слова его матери: «Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай…» Скорбный лик Божьей Матери на часовне, где был похоронен Валет, и надпись говорили о том, что нора одуматься, прекратить кровопролитие, вспомнить о назначении человека на земле.
Люди рождаются, умирают, радуются, горюют… И это прекрасно, считает Шолохов. Страшно насильственное прерывание жизни, на которое права не дано никому. Поэтому Шолохов не ищет правых и виноватых в войне, так как нет оправдания убийству. Все преходяще, вечна лишь жизнь…
Своим романом «Тихий Дон» писатель обращается и к нашему времени, учит искать ответы на жизненные вопросы, определять нравственные ценности не на пути нетерпимости и войны, а на пути мира, гуманизма, милосердия.
Муки совести Григория Мелехова