Музей-квартира А. Н. Толстого в Москве
На долю Алексея Николаевича Толстого выпало немало как отрицательных эпитетов, так и похвал. Но объединяющим все высказывания итогом оставалось удивление перед явным талантом «Божией милостью». «Каких бы глупостей ни наговори, каким бы Хлестаковым ни размахнулся, читаешь всегда с невольным восхищением и даже трепетом, как огромное перворазрядное дарование…», — писал Георгий Адамович.
По странной иронии судьбы, флигель, входящий в архитектурный ансамбль русской усадьбы, построенный архитектором Шехтелем и предназначенный для проживания в нем прислуги Рябушинских, стал последним прибежищем писателя графа Алексея Толстого. Однако жизнь Толстого именно по этому адресу в доме 2/6 по ул. Спиридоновка кажется была предначертана самой судьбой. Его великий предок П. А. Толстой, сидя в турецкой тюрьме и готовясь к казни, обратился к святому Спиридону, моля о помощи.
С тех пор, благополучно избавившись от снесения головы. Петр Андреевич стал считать св. Спиридона покровителем рода Толстых.
Квартира Алексея Толстого гипнотизирует, подобно самому Толстому — гипнотизеру и волшебнику, умевшему, как и герой его произведения граф Калиостро, оживлять мертвую материю. Лица на портретах в его кабинете вот-вот, кажется, оживут, приобретут плоть и кровь и закружатся в карнавале жизни. Не зря ведь домашние и гости постоянно слышали из кабинета Толстого его голос, имитирующий голоса своих героев — Петра I, Екатерины I, гетмана Данилы Апостола и др. «Большая наука, — писал он, — завывать, гримасничать, разговаривать с призраками и бегать по кабинету».
Еще в 1914 году Федор Степун писал: «Читая рассказы этого талантливого беллетриста, начинаешь невольно чувствовать какое-то семейное сходство и кровное родство между его типами и им самим, начинаешь и его мыслить не столько как человека, сколько как персонаж». По меткому замечанию Корнея Чуковского, Толстой черпал свои образы «из себя». Все созданное Толстым, является продолжением его характера, быта и привычек.
Большой ценитель женской красоты, он и в произведениях, и в своем доме окружил себя великолепными женскими портретами XVI-XX вв. В творчестве и в жизни носящий две маски — европейца и славянина, пишущий стихи, стилизованные под «русское язычество» и одновременно соблюдающий «дендизм» в одежде и богемный быт, Толстой и квартиру превратил в своеобразную обитель «единства и противоречий». Восточные настенные тарелки, китайские и японские храмовые курильницы и вазы соседствуют с дворцовой мебелью работы европейских мастеров и прекрасными образцами европейской живописи.
Шаловливый деревянный Буратино, удобно расположившийся на диване в гостиной, и царевна-лягушка, обитающая в многоцветной курильнице-дворце, спокойно уживаются с грозным Петром I, своенравной Екатериной I и многочисленными воинами, участвующими в батальных сценах на полотнах, расположенных по всей площади квартиры.
Бунин отмечал, что Алексей Толстой «написал… немало такого, что просто ужасно…, но даже в ужасном оставаясь талантливым».
Полярность в творчестве. Полярность в жизни. Отсюда и Дом, полный единства противоречий.
Это возможно? Приходите и убедитесь сами.
И. Г. АНДРЕЕВА, заведующая музеем
Адрес музея-квартиры: Москва, ул. Спиридоновка, д. 2/6.
Проезд: станции метро «Арбатская», «Баррикадная», «Тверская».
Телефон для справок: 290-09-56.
Музей-квартира А. Н. Толстого в Москве