МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА
Цель: Познакомить с направлением в искусстве — импрессионизмом, историей создания струнных инструментов.
Музыкальный материал: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; Я. Френкель «Погоня».
Дополнительный материал: Репродукции картины К. Коровина «Бульвар Капуцинов», картин К. Моне, К. Коро и других художников-импрессионистов.
Ход урока.
I. История создания струнных инструментов.
На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках — тембрах. Сегодня мы продолжим разговор, поговорим о струнных инструментах и о необыкновенном направлении в искусстве — импрессионизме.
Среди всех музыкальных инструментов самый красивый, самый выразительный и волнующий звук у струнных. Проматерью всех струнных является Арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть еще одну тетиву, так и получились уже два музыкальных звука разной величины.
Можно было сыграть простенькую мелодию. Это было великое открытие — возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, столетия. К первым струнам добавлялись новые и новые, но музыкальный инструмент сохранял форму лука. Его держали в руках и играли на нем, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии. Ассирии, Древней Греции и Риме.
В средние века арфа завоевывает Европу. Особенно славились ирландские арфисты, исполняющие свои Предания — Саги Под аккомпанемент арфы. Ее изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.
Потом люди заметили, если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустую внутри емкость, звук получится красивее. Эту емкость делали разной формы и величины, да и струны к ней крепились неодинаково. Так возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром — Лютня, гитара, мандолина, гусли, цимбалы. Способ игры на них также вырабатывался разный.
На некоторых играли пальцами или специальной пластинкой — плектром, которым цепляли за струны . На других — с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и… фортепиано.
Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук? А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок-палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок дотрагивается до нее. Так появилась целая группа инструментов — Струнных смычковых.
Их делали большими и маленькими. И звук у них был более высокий или более низкий.
Современные смычковые — Скрипка И возникшие за нею Альт, виолончель и контрабас — похожи и отличаются в основном размерами. Их форма напоминает форму древней виолы. Струнные смычковые играют главную роль в симфоническом оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа инструментов.
Они исполняют ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых произведениях слышится пение скрипок, виолончелей, иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а иногда и драматически напряженное.
В симфоническом оркестре есть и современная арфа. Звучит она очень поэтично. Композиторы используют ее, когда надо создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.
II. Знакомство с направлением в искусстве — импрессионизмом.
Во второй половине XIX века в европейском искусстве появляется направление Импрессионизм. Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление . Восходящее солнце». Критик Леруа в сатирическом отчете зло высмеял этих мазил — «впечатленщиков». Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили ее в истории культуры.
Движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега, О. Ренуар. .
— Посмотрите внимательно, что характерно для всех авторов. Что необычно?
На доске репродукция картины К. Коровина «Бульвар Капуцинов».
Что вы можете сказать о картине? Каково ваше впечатление?
III. Слушание. К. Дебюсси «Празднества».
Вопросы для обсуждения:
1. Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния?
2. Тембровые краски каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своей картине композитор?
3. Какой тип музыки положен в основу симфонической картины «Празднества»? В какой форме она написана?
4. В какой части произведения К. Дебюсси вы заметили такой ритм? На каких инструментах можно исполнить этот ритмический аккомпанемент?
Не спеша, очень ритмично
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА