Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру
Воспитание детей младшей группы в игре Автор: Куприянова Людмила Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №103 корпус 2», г. Томск
Описание материала : Предлагаю вашему вниманию статью на тему «Музыкально эстетическое воспитание детей через игру». Данный материал будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям при работе с детьми младшей группы. В статье описаны методы и средства работы с детьми через игру.
Стремление к прекрасному — естественная потребность человека и ее надо воспитывать с раннего детства через музыку, игры и песни, художественное слово.
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него музыкальные способности и главный показатель музыкальности — эмоциональную отзывчивость на музыку. Ранний возраст является наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей.
Ребенок жадно познает все многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.
Дошкольный возраст — период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, изадача педагога развить музыкальные способности ребенка. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка.
Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо ее использовать как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности для общения взрослого и ребенка, создает основу дляэмоционального контакта между ними.
Так как игра является верным спутником малышей, то все виды музыкальной деятельности я стараюсь проводить в игровой форме. Это поддерживает интерес детей к музыкальным занятиям, активизирует их, доставляет удовольствие и радость.
В соответствии ФГТ, в основной общеобразовательной программе дошкольного образования для младшего дошкольного возраста, занятие, направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, певческих навыков, чувства ритма и выразительности движения. Маленькие Дети любят играть везде: дома, во дворе и на занятиях.
Особую роль игре уделяем в начале учебного года. В период адаптации, при стрессовой ситуации необходимо помочь, вместе с воспитателем, новичкам привыкнуть к режиму детского сада. Установление положительного нервно — психического фона, приветливый, спокойный тон педагога, звучание инструмента, яркая игрушка, наглядные средства обучения, положительно влияют на ребенка, помогают малышам познакомится с миром музыки, принять его, творчески развиваться. Обязательно использую наглядные пособия на музыкальных занятиях у малышей, они необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания.
Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.
В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке.
Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».
Подвижные игры исцеляют от плохого настроения, радуют малышей, например, «Прятки», «Колечки». Через эти игры мне удается вовлечь малышей в действие, заинтересовать, расположить к себе, порадовать. На занятиях дети могут воспринимать музыкальное произведение, активно двигаясь, выполняя манипуляции руками и пальчиками по показу педагога, «аккомпанируя» на детских шумовых инструментах. Музыкальные игры и танцы с вокальным сопровождением лучше воспринимаются детьми благодаря тому, что в них сочетаются и яркая музыкальная основа художественного образа и художественное слово, что способствует развитию понимания словесной инструкции и расширение словарного запаса детей.
Например, игра «Догонялки» муз. Бабоджан, «Прятки» муз. Кругляк.
Дети понимают игровую ситуацию, игра активизирует детей, вырабатывает самостоятельность, готовность быть солистом. На музыкальном занятии я часто использую русскую народную музыку: песни, полевки, потешки, дидактические пособия, шапочки, платочки. Все это оказывает большое внимание на формирование эстетического вкуса ребенка. Проводим игровые досуги, игры-забавы, они вносят разнообразие в повседневную обстановку, доставляют малышам радость. При показе кукольных спектаклей также включаем подвижные игры, игры с использованием шумовых инструментов.
Использование игровых ситуаций и элементов театрализации, позволяет проявить малышам творческие способности. Даже самые застенчивые включаются в игру и выражают свои эмоции через движение. Дети раннего и младшего возраста очень любят сюжетные игры, интерес к ним поддерживаем яркостью пособий: цветочки, погремушки, грибочки, листочки, платочки. В этих играх дети изображают зверей, животных, птиц, цыплят и т. д. Дополняю игры шапочками, эмблемами и другими атрибутами.
Игровые приемы, игровая ситуация помогают донести до детей музыкально-литературный материал занятия, досуга. Для праздников и игровых развлечений вносим атрибуты, ряженье, оформляем празднично группу. Подбираем и обыгрываем с воспитателями сюжет, доступный пониманию малышей.
Сюжет подталкивает детей к участию в действии. С большим интересом дети рассматривают костюмы взрослых, участников праздника, с радостью подпевают героям, танцуют для них по показу воспитателя, включаются в игровые действия с любимыми игрушками.
Музыкально — эстетическое воспитание малышей осуществляется продуктивно в том случае, когда система работы в детском саду сочетается с тесным взаимодействием с семьей. Поэтому, организуя работу с родителями, знакомим с содержанием работы по музыкальному воспитанию, с мероприятиями. Привлекаем родителей к изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.
Все использованные формы работы помогают привить детям интерес, воображение, приобрести навыки и умения, включаться в игровые действия, то есть, способствуют обогащению ребенка новыми эстетическими впечатлениями.
Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру