«Мысль семейная»
Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой». С. Толстая После окончания работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич «увлекся» проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом «Анна Каренина». Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами — произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь.
Завязка проста, даже банальна. Замужняя женщина, мать восьмилетнего ребенка, увлекается блестящим офицером. Но все просто лишь на первый взгляд.
Анна вдруг осознала, что I не может себя обманывать, она мечтает о любви, что любовь и жизнь для нее синонимы. В этот решающий момент она не думает ни о ком, кроме Алексея Вронского. Неумение обманывать, искренность и правдивость героини вовлекают ее в серьезный конфликт с мужем и тем обществом, в котором она живет. Анна сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его «злой машиной».
Каренин все чувства проверяет нормами, установленными государством и церковью. Он страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно, хочет «отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни». Он живет умом, а не сердцем. Именно его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне.
Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым сыном Сережей. Героине приходится выбирать, и она делает «шаг» в сторону Вронского, но это гибельный путь, он ведет к пропасти. Анна ничего не хотела менять в своей жизни, это рок все повернул.
Она идет по уготованному ей пути, страдая и мучаясь. В единый узел противоречий сплелись любовь к оставленному сыну, страсть к Вронскому, протест против ложной морали общества. Анна не в силах решить эти проблемы.
Она хочет уйти от них. Просто жить счастливо: любить и быть любимой. Но как недостижимо для нее простое человеческое счастье! Разговаривая с женой брата, Анна признается: «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа — Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое.
Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно…» Анна с ужасом понимает, что для Вронского недостаточно одной страстной любви. Он человек «общества». Ему хочется быть полезным, добиваться чинов и видного положения.
Тихая же семейная жизнь не для него. Ради этого человека и его честолюбивых планов она пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном… Анна понимает, что сама себя загнала в тупик. Писатель еще в эпиграфе: «Мне отмщение и аз воздам» заявил, что его героиню судить не светским ханжам, а Творцу. В романе эта мысль не раз подтверждается.
Старая тетка Анны говорит в разговоре с Долли: «Их будет судить Бог, а не мы». Кознышев в разговоре с матерью Вронского утверждает: «Не нам судить, графиня». Таким образом Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «зло, ложь и обман», мудрость библейского изречения, взятого для эпиграфа. Изначально автор хотел изобразить женщину, потерявшую себя, но не виноватую. Постепенно же роман вырос в широкое обличительное полотно, показывающее жизнь пореформенной России во всем ее многообразии.
В романе представлены все слои общества, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. Говоря же об Анне Карениной, Толстой показал, что ее волнуют лишь сугубо личные проблемы: любовь, семья, брак. Не найдя достойного выхода из сложившейся ситуации, Анна решает уйти из жизни. Она бросается под поезд, так как жизнь в теперешнем ее положении стала невыносимой.
Сам того не желая, Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело.
Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.
«Мысль семейная»