На вершинах русской сатиры
Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар обратился бы в камень. М. Салтыков-Щедрин Творчество великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина занимает почетное место в национальной и мировой литературе. Он сделал сатиру могучим оружием политической борьбы и вместе с тем светочем высочайших гуманистических идеалов.
Сатира в его произведениях перестала быть одной из проселочных дорог литературы. В ее лоне писатель сумел использовать колоссальные возможности реализма, создать произведения глубочайшего общественного и эстетического содержания. Сатира Салтыкова-Щедрина по праву выдвинулась на передний край демократической русской культуры прошлого столетия. И это была уже не бытовая, как у Фонвизина, и не социально-нравственная, как у Гоголя, а боевая политическая сатира. На протяжении ее рока лет в самодержавной России звучал могучий и страстный голос писателя, неустанно бичевавшего смехом, негодованием, презрением царских помпадуров, одичавших обитателей помещичьих гнезд, а потом и российских «Разуваевых», хищную и дремуче невежественную русскую буржуазию.
Но ни с чем не сравнима самоотверженная и бесконечно разнообразная по оттенкам смеха борьба Салтыкова-Щедрина с русским и зарубежным либерализмом. И в крепостнические, и в послереформенные годы он неустанно клеймил «аблакатов Балалайкиных», их «размазисто-стыдливо-пустопорожнее красноречие», оборачивавшееся попустительством и предательством в трагические минуты русской истории. Формирование общественных и литературных взглядов писателя началось еще в эпоху тайного распространения в России социально-утопических теорий, а затем и могучей революционно-демократической проповеди В. Г. Белинского. Во время вятской ссылки Салтыкову-Щедрину пришлось впрямую столкнуться с царской провинцией, с чиновничьим и помещичьим губернским кланом. Он многое понял и пережил в эти годы.
В бурные шестидесятые годы он познакомился с революционно-демократическими деятелями «Современника», во многом приблизился к их воззрениям на политический момент и на движущие силы истории. Этому сближению сильно помогла и крепнувшая в нем ненависть ко всем формам социального и духовного насилия, основанная на широких наблюдениях и анализе действительности Именно в эти годы Салтыков-Щедрин создает произведения, отличающиеся особенной идейно-художественной зрелостью: «Сатиры в прозе», «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности». Знамя революционной демократии и социального прогресса он сумел пронести сквозь тяжелые времена реакции, через «эпоху контрреформ», когда его сатира приобрела трагические оттенки, но при этом не потеряла ни аналитической глубины, ни идейно-художественной монолитности.
Да и сам писатель в эти трудные годы был образцом твердости, стойкости и выдержки. В основе сурового, а подчас и трагического смеха Салтыкова-Щедрина лежали не скепсис и безверие, а ни с чем не сравнимая уверенность в торжестве идеалов гуманизма, предчувствие неиссякаемых духовных сил народа. Именно это делало его сатиру такой значительной, цельной и мудрой. «И чем сильнее удивление к храму, в котором благодетельно воспитывается человеческая мысль, — писал Салтыков-Щедрин, — чем страстнее преданность к интересам этой мысли, тем сильнее и страстнее становится негодование, возбуждаемое заразными притонами, которые стремятся заслонить храм и внести в него заразу, гниение и разврат».
Писатель наполнял свои произведения не образами отдельных «злодейских» лиц, а мыслью о негодности всего эксплуататорского общественного строя: «Моя резкость имеет в виду не личности, а известную совокупность явлений, в которой и заключается источник всех зол, угнетающих человечество».
На вершинах русской сатиры