Национальный характер в произведениях А. Солженицына
Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы — в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа.
Народные характеры показаны писателем в рассказах «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицына гораздо шире этих двух образов и включает в себя черты не только «простого человека», а и представителей других слоев общества. Но именно в этих двух образах автор показал то, что создает истинную мощь России, на чем держится Русь.
Хотя герои Солженицына пережили много обманов, разочарований в жизни, — и Матрена, и Иван Денисович сохраняют удивительную цельность, силу и простоту характеров. Своим существованием они как бы говорят, что Россия есть, есть надежда на возрождение. Повесть «Один день Ивана Денисовича» — это не только описание одного дня нашей истории, но и повесть о сопротивлении человеческого духа насилию. Иван Денисович в этом страшном, перевернутом мире сохраняет человеческое достоинство. При этом лагерь Солженицына — это не просто реальный лагерь, а символ воплощения зла, ненависти, насилия.
Условие выживания — сопротивление лагерному порядку. И весь сюжет повести — рассказ о сопротивлении живого неживому, человека — лагерю. Иван Денисович стремится не просто к физическому выживанию, а к выживанию духовному через все искушения лагеря. Шухов не один: с ним в этой борьбе побеждают кавторанг, каторжанин Х-123, Алешка-баптист, Сенька Клевшин, бригадир Тюрин.
Они не из тех, кто «подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать». Лагерь на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое человеческое действие. Этот мир не сочетается с любой разумной работой.
Поэтому большинство заключенных относится к работе так: «для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху». В Шухове же сохраняется народный дух трудолюбия. Не может крестьянский сын, как и все поколения его предков, работать спустя рукава.
В его работе — противостояние лагерю. Тем, что Иван Денисович и отчасти вся бригада Тюрина работают на совесть, умело и споро, они сопротивляются несвободе лагеря. «Так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагеря никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не сгинули». Бригадир, смеясь, говорит Шухову, обращая внимание на его упорное желание закончить работу уже после съема: «Без тебя же тюрьма плакать будет!» Есть у Ивана Денисовича еще одна характерная национальная черта — отстаивание своей внутренней свободы. Он старается как можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря, хоть несколько минут принадлежать себе. «Не подставляться» лагерю нигде — в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича. «Миг — наш! Пока начальство разберется…» — принцип Шухова.
Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на «шмоне» «кусок ножовочного полотна» — это его заработок, хлеб. Иван Денисович прост, открыт, естествен, совестлив, привык «все брать на себя». Он «никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился». Шухов живет по принципу никого не утруждать, рассчитывать только на себя.
Он «понимает жизнь и на чужое добро брюха не распяливает». Это внутренняя сущность русского крестьянина — человека глубинной народной породы. В повести мы видим, как говорит, думает, действует простой русский крестьянин Шухов.
Лагерь показывает нам расточительство народных сил: у Шухова «восьмилетняя катушка на размотье», бригадир Тюрин, крестьянский сын, уже девятнадцать лет сидит, а «Кильдигсу двадцать пять дали». При этом «времени-то не бывает подумать: как сел? да как выйдешь?» Все заключенные вырваны из самой глубины русской народной жизни. Абсурдному духу лагеря может противостоять только здоровый народный инстинкт самосохранения, врожденная нравственность.
У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря. Охранники, русские люди, заняты бессмысленной работой.
Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алешкой-баптистом. Алешка находит утешение в Боге. У Шухова же нет этого утешения: он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности. Земной человек, крестьянин Шухов, не может с этим согласиться. В поисках народного характера Солженицын заглядывает в «самую нутряную Россию» и находит характер, превосходно сохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности — Матрену Васильевну Григорьеву .
На долю старухи Матрены выпало «много обид, много несправедливостей». Но она, подобно Шухову, не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с «лучезарной улыбкой», доброжелательно, с «теплым мурчанием». Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ.
В бескорыстии и кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены — она была «в ладах с совестью своей». Об этом образе Солженицын пишет: «Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники…» Как и Шухов, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает ее от антигуманного мира.
Ока несет «просветление», возвращает «доброе расположение духа». Даже в моменты физической слабости «дела звали» Матрену «к жизни». Так и жила она: «зимой салазки на себе, летом вязанки на себе». По Солженицыну, народному характеру свойственны независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим, бескорыстность. Матрена «не могла отказать» и даже «покидала свой черед дел».
При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве . Матрена искренне радовалась за людей. Она не была при этом аскетом — просто прекрасно понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ . Матрена «не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами». Все это Матрена считала глупостью и не одобряла.
Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде — гибель в погоне за материальными благами, за заработком. Заслуга А. Солженицына в изображении народно-национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот схематический образ простого человека. Он показал, что мощь России создает не человек-монумент, а миллионы скромных Иванов Денисовичей.
Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит «…посреди неба» изба праведницы Матрены.
Национальный характер в произведениях А. Солженицына