Народная песня в драме Ивана Котляревского «Наталка Полтавка»
Главная героиня пьесы Наталья не только словами, но и песнями, раскрывает свой нрав, красоту, судьбу. Песня «Ой я девушка Полтавка» — это лирический автопортрет героини, простой украинской девушки, которая нравится ребятам своей красотой, веселым и шутливым нравом и верностью, всей душой Петру. Образ Натальи романтизирован. Сердце девушки преисполнено грустью и тревогой за любимым.
Решительность девушки в борьбе за счастье звучит в песне «Ой мать, мать! Сердце болеет». Ею она обращается к матери. Наталья считает, что «лучше умереть, как с немилым жить, сохнуть от печали, ежедневно слезы лить». Сначала ХІХ века долитают к нам Натальины песни, буйные и нежные, согревают трогательной девичьей верностью наши сердца. Как хочется верить сегодня в то, что давние и вечно молодые песни Натальи будут знать наши ребята и девушки. Петр грустит, что нет у него «ни хаты, ни счастья, ни жены». Однако бедный сирота богатый душой — своей настойчивостью; добротой и верностью в любви к Наталье. Сетуя на свою злую судьбу он словами песни «Та шел казак с Дона» говорит: «Не спасибо доли, когда казак в поле, Потому что когда он в поле, тогда он на воле».
Образ Петра окутан минорной гаммой чувства любви в ее разнообразных проявлениях — верности, страдании, и в самопожертвовании. Побратим Петра, Николай, что тоже «без роду, без племени, без судьбы и без приюта», — веселая и хорошая душа. Слова его песни «Гомон, гомон, гомон по дубраве», где бывалого парня знают и орда, и ляхи, и турки, свидетельствуют о путешествующем, независимом, бескорыстном характере героя. Песни, преисполненные чувства национальной гордости за славных прадедов великих, которые умели храбро отстаивать родную землю и оборонять ее от врага, как видно, импонируют настроениям и чувствам бурлака Николая. Он собирается вместе с казаками — черноморцами «тетерю есть, водку пить, трубку курить и черкес бить». Николай был вольнолюбив, умен, остроумен, хорош.
Песни водного — зеркало его души. В сатирической песне «Всякому огороду нрав и права» воплощает художественное образное выявление «Философии и самым действенным средством раскрытия образа водного является его язык. Это смесь канцеляризмов, старославянизмов, казенно судебной лексики. Простые и ясные мысли он так закручивает, что трудно и понять их простому народу. Поскольку каждое произведение оставляет заметный след в литературе, он должен занять и определенное место в сердце каждого ученика.
Те вечные песни, те единственные наследства
Взяли себе друзья поэты-потомки
И родительским путем пошли.
Леся Украинка
Народная песня в драме Ивана Котляревского «Наталка Полтавка»