Народная сказка «Мудрая девушка»
Цель: Продолжить знакомить учеников с народными
Сказками, учить детей определять главную мысль произведения, определять средства, которыми в произведении достигается эта цель; формировать умение читать в лицах, правильно интонировать язык действующих лиц; воспитывать способность выходить с затруднительного положения и побеждать; углублять чувство любви и уважения к родителей.
Оборудование: Иллюстрации к сказке «Мудрая девушка» из серии «В мире сказок»; сборника украинских народных сказок.
Тип урока: урок-Путешествие.
Мудрость — лучше всего богатства. Народная пословица
ХОД УРОКА
И. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников
Сегодня у нас необыкновенный урок. Я приглашаю вас осуществить путешествие в мир сказки.
А какой сказки, то вы узнаете, когда соедините стрелочками буквы и прочитаете ее название.
Посудите, о чем может идти речь в сказке с таким названием. (Дети знают содержание сказки, поэтому легко выполняют задачи.)
О девочке, которая была умная, сообразительная, очень любила своего отца и помогала ему. Она была из бедной семьи, но мудрости имела больше, чем ее дядя богатый и господин.
— Отвечает ли эпиграф нашему уроку. (Да, отвечает.)
— ПоПочему? Объясните. (Так как не богатство красит человека, а ее мудрость.) На сегодняшнем уроке мы углубим свои знания о сказке, раскроем прекрасные черты характера, которые присущи нам, украинцам. А если их не хватает у нас, то мы их позаимствуем в Маруси — главной героини нашей сказки.
Итак, вы должны:
углубить знание о сказке, ее особенностях;
VII. уметь выразительно читать сказку в лицах;
VIII. любить отца, маму, своих родных.
II. Повторение изученного
Для того чтобы отворились нам двери в сказку, нужно даты ответ на вопрос.
Что называется сказкой? (Народный рассказ о необыкновенных, временами фантастические события.) Какое строение имеет сказка? (Вступление, основная часть и концовка.) На какие виды делятся сказки? (Сказки о животных, фантастических, или волшебные, и быту.) А к какому виду принадлежат сказки «О правде и несправедливости» и «Мудрая девушка»? (К бытовым сказкам.)
III. Работа со сказкой «Мудрая девушка»
1. Словарная работа.
Чтобы вам в сказке все было понятно, мы познакомимся с отдельными словами и составим с ними словосочетание.
А) Кто скажет, что называется словосочетанием? (Два или несколько слов,
связанные между собой по смыслу и грамматически.)
Б) Где мы получаем знание о словосочетании? (На уроках родного языка.)
2. Беседа.
Назовите действующих лиц сказки. Кто главный герой сказки? Где происходят события?
3. Анализ содержания сказки, выборочное чтение,
Почему возникший спор между двумя братьями? Как они решили его решить? Прочитайте, Почему господин загадал братьям загадку? Зачитайте ее. Как эту загадку отгадал богатый брат? Прочитайте загадку, которую предложила Маруся. Почему господин рассердился, когда узнал, что его загадку отгадала дочурка бедняка. Сколько еще загадок отгадала девочка? Прочитайте текст, где речь идет о второй и третей загадке. Во время чтения какого эпизода вы волновались, а где улыбались?
10.Какими строками сказки можно подписать иллюстрации? (Работа с иллюстрациями.)
4. Чтение диалогов в лицах.
Дети в парах готовят выразительное чтение одного из диалогов. Задача (на карточках):
11.выбрать нужно тон;
12.уметь убеждать, сочувствовать, захватываться, приходить в негодование;
13.воссоздать в диалогах и поведении характер своих персонажей;
14.роль жестов, мимики
Каким проявил себя господин в соревнованиях по Марусей на сообразительность? О чем это говорит?
VI. Как бы вы еще назвали Марусю, кроме мудрая?
6. Дети, вам была задача записать два пословицы об уме и мудрости.
Зачитайте их.
VII. Мудрым не уродился, а научился.
VIII. Перед умом и сила уступает.
IX. Ум за деньги не купишь.
Ума не одолжишь.
XI. Глаз видит далеко, а ум еще дальше.
XII. Мудрость — большое богатство.
7. Каким известным вам пословицам можно охарактеризовать основную мысль сказки? (Не богатство красит человека, а ум.)
IV. Итог и обобщения изученного
Кем симпатизирует народ в сказке? Над кем незлобно смеется или откровенно насмехается? Как вы думаете, что одобряется, а что осуждается? Кем была Маруся для отца? Какие отношения властвовали между ними? Из чего это видно? Почему отец обращается за помощью не к уважительным, опытным людям, а к своей юной дочурке? А с вами совещаются родители? Или готовы вы помочь им в затруднительной ситуации? Какие черты характера вы позаимствуете в Маруси? Изменится ли ваше поведение после прочтения сказки? Чего учит нас сказка «Мудрая девушка»? Какие черты характера традиционно присущие украинцам, особенно украиночкам?
V. Мотивация оценок
VI. Задача домой
Прочитать сказку «О жар-птице и волке». Нарисовать иллюстрации к сказке, придумать подписи (задачи индивидуальные).
Народная сказка «Мудрая девушка»