Народная тема в русской литературе
Трагедия «Борис Годунов», написанная в декабре 1824-ноябре 1825гг в Михайловском, стала первым опытом художественного осмысления Пушкиным исторического прошлого России, а именно Смутного времени. Поэт убежден в том, что народ — творец истории, истинная основа государства. Без народа власть бессильна. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. И тогда народ обеспечил победу Самозванцу. Мощь народа правительство не могло не чувствовать. Оно боится народа. Это подтверждает множество примеров.
Бояре Шуйский и Воротынский надеются на народ. Шуйский предлагает Воротынскому: Давай народ искусно волновать, Пускай они оставят Годунова». Воротынский ему отвечает: Народ отвык в нас видеть древнюю отрасль».
Гаврила Пушкин, перешедший на сторону Лжедмитрия, уверяет его в победе: «Не войском, нет, не польскою помогай, /А мнением; да! мнением народным». Народ как один всесильный человек, готовый покарать того, кто его ослушается. В нем живет неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Об этом знает и Басманов: «Всегда народ к смятенью тайно склонен». Сила народа — в присущем ему отвращению к преступлениям.
Справедливости и великодушию противопоставлено корыстное, самодержавное, забывшее все русские традиции правительство. Хотя народ и ненавидит Бориса, но, видя его детей под стражей, проникается к ним искренним сочувствием: «Отец был злодей, а детки невинны». Узнав о том, что жена и сын Бориса беспощадно убиты боярами, «Народ в ужасе молчит». Все действия людей слаженны, ясны и понятны.
Если в начале люди тянутся к своему правителю, то в последнем акте они не скрывают своей ненависти к царской семье: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!» Пушкин считает главной причиной свержения Бориса с престола его разногласия с народом, недовольство народных масс его злоупотреблением властью. Это время как раз удобно для воцарения Самозванца.
Лжедмитрий считает, что может прийти к власти за счет всеобщего недовольства Борисом. Но мудрый народ распознает в нем изменника и предателя, убийцу ни в чем неповинных членов семьи Бориса и лишает его своих симпатий. Народная масса в пушкинской трагедии появляется в главных сценах, незримо присутствует в каждом эпизоде. В некоторых сценах народ предстает перед нами одураченным, опростоволосившимся глупцом (последний акт), но чаще мы видим искренних, выражающих ясные, праведные мысли людей.
Для поэта народ — «хор» индивидуальных голосов с единой правдой и целью, но разными задачами. Народ порой наивен и открыт, поэтому верит преступному Борису, а позднее и Лжедмитрию.
Но народная нравственность, совестливость, жажда честности и добра, а главное-нежелание смириться со злодеяниями и корыстием, делают даже самый беспомощный и глупый народ беспощадным судьей любого проявления неправедной власти. В этом и заключается смысл изображения «судьбы народной» и итог пушкинских размышлений о Смутном времени. В повести «Капитанская дочка» Пушкин подробно характеризует двух представителей народа — Савельича и Пугачева. Народ неоднороден: Савельич предан своему господину, готов умереть за Петрушу, бережет его честь, напоминает Пугачеву о кафтане и т. д. Пугачев же бунтарь, восставший против крепостничества. Хоть он и самозванец, волевой и порой жестокий, он впитал в себя многие черты народа.
Он благороден, так как помнит о помощи Петруши, сохраняет ему жизнь, не заставляет преклоняться перед ним, изменять присяге, у него широкая душа, он помогает Машеньке и Петруше быть вместе. За ним народ идет, потому что он из него, он часть его. В произведениях Гоголя также важное место занимает народная тема. Одно из ранних произведений Гоголя — «Вечера на хуторе близ Диканьки». Тематика «Вечеров…» — характеры, духовные свойства, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства («Сорочинская ярмарка», «Вечер на кануне Ивана Купалы») и мелкого поместного дворянства.
Объятый думами о «гражданском служении», писатель изображал, опираясь на фольклорно-этнографические материалы, духовную сущность, нравственно-психологический облик народа. В «Невском проспекте» Гоголь отразил шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, грань между возвышенной мечтой и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и жуткой бедностью большинства.
Но наиболее ярко жизнь России отразилась в столь обширных гоголевских произведениях как «Ревизор» и «Мертвые души». В «Ревизоре» перед нами предстает уездный городок, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Если представить этот город в виде пирамиды, то на вершине окажется своего рода царек — городничий, управляющий множеством чиновников. И лишь внизу, под пятой чиновников и полиции течет жизнь простого народа. Гоголь назвал город, в котором происходит действие, «сборным городом всей темной стороны». В финале комедии выражается мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона в лице настоящего ревизора. «Мертвые души» Гоголь задумывал как произведение, обличающее социальные пороки общества.
Стремление показать всю Русь побудило Гоголя объехать вместе с Чичиковым необозримые российские пространства. Картина жизни и быта губернии, в которой (как и во всей стране) основой социального строя являлось эксплуатация народного труда, разворачивается перед читателями по мере того, как Чичиков знакомится с помещиками и чиновниками города NN. Автор описывает имение помещика, их время препровождение, показывая, таким образом, картину полного упадка крестьянских хозяйств. Привыкшие жить легкой жизнью за счет чужого труда, помещики и чиновники — «мертвые души» — и крестьяне, уделом которых является нищета, голод, непосильный труд — покой видится действительность Гоголю. Но он не теряет веры в то, что помещики изживут себя.
Народная тема в русской литературе