Наталья Сметанникова: «Школе нужен методолог чтения»
Наталья Николаевна Сметанникова — кандидат психологических наук, доцент, профессор и директор учебно-методического центра БЕСТТ. Проблемой чтения, в том числе чтения на иностранных языках, занимается со студенческих лет. Основное направление научно-исследовательской работы — стратегии и тактики чтения — было начато в кандидатской диссертации, продолжено в статьях и междисциплинарном исследовании «Стратегиальный подход к обучению чтению» .
Возглавляет «Школу педагогического мастерства» и ведет курсы подготовки и переподготовки учителей и преподавателей в области методики преподавания ИЯ и видов речевой деятельности в различных учебных заведениях г. Москвы. Является президентом Русской ассоциации чтения и президентом Московского отделения Международной ассоциации чтения , руководителем текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность». Автор многих научных и публицистических статей, учебных и учебно-методических пособий, книг.
— Наталья Николаевна, сейчас у нас в стране все больше говорят о проблемах чтения. Вы возглавляете Русскую ассоциацию чтения. Чем занимается эта организация?
Как она участвует в решении проблем чтения?
— Начну с того, что происходит в мире. Во многих странах действует Международная ассоциация чтения — ей чуть больше 50 лет и создавалась она параллельно с группой чтения, которая разрабатывала документы ЮНЕСКО. У основания этих организаций стоял знаменитый американский ученый Уильям Грей. В IRA вступили Ассоциации учителей чтения, учителей английского языка и литературы и логопеды.
Таким образом, проблема чтения сразу стала междисциплинарной. Ассоциация сразу стала международной — к ней присоединились Германия, Франция, Австрия.
Мы начали сотрудничество с IRA в конце 80-х, когда существовала советская организация чтения. Первое совместное заседание проходило в Таллине, туда приехали представители IRA. Я была в советской делегации, поскольку владею темой на двух языках. В числе первых попала и в IRA.
Тогда же было принято решение, что наша штаб-квартира будет в Таллине, поближе к Европе. Но потом грянул развал СССР, ассоциация тоже развалилась. И тем не менее в 1992 году в Москве успел пройти первый и последний международный конгресс по чтению.
Потом был период неурядиц. В 1996 году я получила приглашение приехать в США — контакты потихоньку возобновлялись. Вернувшись оттуда, я собрала коллег, и мы решили без всякого начальства и финансирования восстанавливать ассоциацию.
Сделали московское отделение и так потихоньку дошли до создания Русской ассоциации чтения . Пока мы не можем называться российской: чтобы получить такой статус, нужно иметь большое количество отделений по всей стране. Подробнее о нашей работе можно узнать на сайте
Наталья Сметанникова: «Школе нужен методолог чтения»