Научно-фантастическая литература
Научная фантастика стала заметным явлением современной культуры. Особенно велико ее влияние на восприимчивые молодые умы. В потоке изданных книг поражает обилие тем, сюжетов, интереснейших допущений, смелых гипотез, оригинальных художественных приемов; привлекают дерзновенные замыслы, изобретательность, остроумие, выдумка. Лучшие фантастические произведения по-настоящему злободневны, связаны с волнующими проблемами, учат постигать бытие в его безграничном многообразии, беспрерывном движении к будущему. Писатели-фантасты вводят новые представления о физических закономерностях Времени и Пространства, «моделируют» необычные ситуации, среду и обстановку, находят диалектическую взаимозависимость, казалось бы, несовместимых явлений. «И вот мы видим,- пишет русский фантаст Геннадий Гор,- как современный научно-фантастический роман расковывает современное воображение и дает почувствовать человеку безграничность его возможностей».
В новейшей фантастике продолжает развиваться в преобразованном виде жюльверновская традиция (соединение приключенческого сюжета с познавательными сведениями и гипотезами), но преобладает направление социологическое, идущее от Уэллса. Современных писателей-фантастов увлекают не столько факты, сколько дух исследования, обоснование социальных и нравственных последствий применения великих открытий, не наука и техника сами по себе, а влияние научного прогресса на бытие и сознание людей, на судьбы всего человечества. Стремление осмыслить грандиозность уже осуществленных и предстоящих в недалеком будущем изменений, охвативших все без исключения сферы человеческой деятельности, выдвигает перед мировой научной фантастикой много общих проблем. Человек и общество в быстроменяющемся мире — так можно определить «сверхзадачу» художественных исследований, которые проводятся фантастами. Но при этом нельзя забывать, что писатели буржуазных и социалистических стран далеко не одинаково представляют себе облик грядущего. Писателям Запада, потерявшим веру в перспективы буржуазного общества, социальное зло кажется подчас неизбывным. В то же время в их произведениях сосредоточен критический потенциал: пороки общественной системы, угрожающей глобальными бедствиями, раскрываются зримо и явственно, как при замедленной съемке, выделяющей крупным планом даже мельчайшие детали. И недаром прогрессивную фантастику Запада называют «колоколами тревожного боя». В ней звучит и любовь к человеку, и опасение за его судьбы.
Что касается фантастики социалистических стран, то она, не избегая трудных проблем, стремится воплотить в художественных образах зримые черты близкого и далекого будущего — светлую мечту передовых умов человечества о революционном обновлении мира. В этих книгах мы видим преображенную Землю, мудрых и счастливых людей, сумевших избавиться от скверн прошлого, залечить раны, нанесенные природе, осуществить идеал, когда, говоря словами Пушкина, «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…»
История связывает настоящее с прошлым. Фантастика-настоящее с будущим. Это еще не свершившаяся, но как бы уже написанная история. Фантастические допущения-лишь сгусток того, с чем мы встречаемся сегодня или можем столкнуться завтра. Действительность — своего рода трамплин для всякого «умственного эксперимента». Во всех своих удивительных построениях и во всех маршрутах в грядущее писатели-фантасты отправляются от станции «Сегодня». Соединяя воедино возможное с невозможным, реальность с мечтой, правдоподобие с выдумкой, они создают воображаемые модели небывалых жизненных ситуаций, заставляют задуматься о серьезных вещах, увидеть привычное и обыденное под новым утлом зрения. Изучение читательских интересов безоговорочно подтверждает, что книги с заманчивым грифом «фантастика» пользуются повышенным спросом.
Сборники «Экспедиция на Землю» и «Туннель под миром» знакомят с лучшими образцами англо-американского фантастического рассказа. Всего представлено более двадцати авторов, в том числе и такие мастера, как Рэй Бредбери, Айзек Азимов, Артур Кларк, Генри Каттнер, Клиффорд Саймак, Роберт Шекли, Гарри Гаррисон. Этими книгами (вступит, статья Е. Брандиса, В. Дмитревского) открывается серия издательства «Мир». Следует также упомянуть антологию американского фантастического рассказа «И грянул гром…», послесл. С. Джимбинова (М., «Мол. гвардия», 1976), включающую рассказы классиков (В. Ирвинг, Э. По, А. Бирс, М. Твен) и современных писателей. Антологию завершает библиография фантастики США в русских переводах (сост. А. Осипов).
Научно-фантастическая литература