«Не стоит село без праведника»
По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»
Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год — Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный наряд… Но кони все скачут и скачут…
А избы горят и горят. Наум Коржавин
Ход урока
1. Слово учителя
«Не стоит село без праведника». Такова тема сегодняшнего урока, посвященного знакомству с рассказом А. Солженицына «Матренин двор». Справедливости ради надо отметить, что именно так назвал свой рассказ писатель, а название «Матренин двор» придумано А. Т. Твардовским, редактором журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение.
Замена эта объясняется цензурными соображениями. Давайте заглянем в Толковый словарь.
2. Работа с Толковым словарем
В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой читаем: » Праведник — у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный — благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам».
«Полный православный богословский энциклопедический словарь» дает такое толкование: » Праведники — или праведные — название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью».
3. Проверка индивидуального домашнего задания.
Сообщение «Праведники Н. С. Лескова».
В 1879 году Н. С. Лесков публикует рассказ «Однодум». Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своем несогласии с А. Ф. Писемским, утверждавшим, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала об ином: он пошел искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, пока не найдет трех праведных, «без которых несть граду стояния».
В следующем году Н. С. Лесков издает сборник — цикл, в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь» и др. Циклу предпослан эпиграф: «Без трех праведных несть граду стояния». По Лескову, «праведник проживает изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага».
Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, деятелен, но суть его деяний состоит не в преобразовании мира, поскольку мир создан Богом и, следовательно, совершенен, а в доброделании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.
На то, что А. И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника, указывает и название, и финал рассказа: «…Она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
4. Аналитическая беседа
Следуя традиции Н. С. Лескова, А. И. Солженицын строит свой рассказ как воспоминание о жизни героини и приходит к открытию: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник…»
Заметим также, что, создавая рассказ, писатель обращался не только к опыту Н. С. Лескова, но и к творчеству Н. А. Некрасова. В ходе урока мы обязательно установим сходство героини А. И. Солженицына и ее предшественниц.
Обратимся к началу рассказа. Как случилось, что повествователь, Игнатьич, стал жильцом Матрены?
Шел 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России».
Он поселился на станции «Торфопродукт» во Владимирской области. Поутру на базаре увидел он женщину, торговавшую молоком, услышал ее напевную русскую речь с владимирским говором:
— Пей, пей, с душой желадной. Ты, потай, приезжий.
Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: «везде было тесно и лопотно».
А рассказчик искал тишины и покоя. И нашел их в избе Матрены Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия».
Заметим, кстати, что рассказ автобиографичен и достоверен. В нем описана жизнь Матрены Васильевны Захаровой из деревни Мильцево Владимирской области.
Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу?
Выборочно читается описание избы Матрены, внутреннего интерьера, попутно дается лингвистический комментарий.
; Подклеть — нижний этаж дома.)
Как же устроила Матрена Васильевна свой быт? Какие черты характера героини выявляются? Каково отношение автора к героине?
Выборочное чтение: об утренних хлопотах Матрены; о ее незамысловатом хозяйстве , о пенсионных хлопотах.
Все тяготы сносила терпеливо, не жалуясь. Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни: «у нее не так уборно, в запущи живет», у других будет «угожей».
; Угожей — сравнительная степень, то же, что и лучше.)
Но зато «деликатна», не вмешивалась в чужую жизнь, и это очень устраивало Игнатьича. Она была щедра душой, неравнодушна к красоте , незлобива. И была в ней какая-то беспритульность, блаженность.
Понаблюдаем за речью героини и рассказчика.
Речь Матрены — это речь крестьянской женщины из глубинки.
«Не умемши, не варемши — как утрафишь», — предупреждала она квартиранта.
( Утрафить — диалектное: от потрафить — угодить.
На завтрак готовилась «картофь необлупленная» или «суп картонный «. Надо полагать, «суп картофельный». А еще в речи героини встречаются слова: «к ужоткому», то есть к вечеру ; «летось» — в прошлом году; «бывалоча» — бывало, раньше; «пособить» — помочь; «иззаботилась» — устала от забот, приставка Из — придает значение многократности действия, слово образовано по модели «избегалась», «испереживалась».
Очень интересно в речи героини слово «дуель». Оно образовано наложением двух слов: » Ду Ет» и «мет Ель «. Коня Матрена называет «стиховым», буйным, трудно поддающимся обузданию. Видимо, от слов «стихия, стихийный».
Героиня боялась «молоньи». Это просторечное слово, употребляемое деревенскими людьми.
Владимирский диалект нашел отражение в словах М Я Тель, Сем Я Чки.
Из уст тети Маши слышим слово «вязоночка», что означает «вязаный платок, шаль».
Игнатьич порой сам стилизует речь под деревенскую:
«изба не казалась доброжилой» ;
«печь топилась досветьи», то есть на заре, еще до свету;
«ветер выдувал печное грево», то есть тепло;
«тараканов менело», то есть становилось меньше;
«попадалось неурядное» .
Какой мы видим Матрену в работе?
Выборочное чтение о заготовке торфа ; немудрено, что «спина никогда не заживает»), о помощи колхозу, о помощи односельчанам . Все окружающие пользуются ее добротой, безотказностью, а сами обнаруживают корысть, бессовестность, бессердечие.
Как всякая крестьянская женщина, Матрена бoльшую часть времени проводила в работе. Работа была для нее верным средством вернуть хорошее расположение духа.
Мы уже говорили в начале урока, что у героини А. И. Солженицына есть предшественницы. Обратимся к эпиграфу. О героинях каких произведений вы вспомнили?
Учащиеся без труда вспоминают поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо». Заранее подготовленные учащиеся представляют материал и сопоставляют образы Дарьи, Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой. Совместно приходим к горькому выводу, что за сто лет «ключи от счастья женского» так и не отыскались, а «долюшка женская» не стала легче.
«Не стоит село без праведника»