Некоторые подходы к анализу небольшого эпического произведения и эпизода
Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Вот с какими вопросами нередко приходится сталкиваться учителю в этой связи: зачем вообще анализировать прочитанное произведение, если оно и так понятно? Тем более если непонятно?
Зачем «разбирать» на составляющие то, что предназначено для целостного восприятия? Вкладывал ли сам автор в свое произведение то, что мы в процессе разбора в нем обнаруживаем?
Если исходить из того, что задача учителя — более или менее облагородить сознание будущего потребителя массовой литературы знакомством с классиками, ответы будут одни. Если же школа все-таки в идеале должна сформировать квалифицированного читателя, владеющего критериями оценок художественных явлений, — совершенно другие. Очевидно, что теоретическое литературоведение и изыскания в области психологии творчества далеко не так тесно связаны с практическим преподаванием литературы в нашей школе, как хотелось бы.
Однако проблема интерпретации художественного произведения и собственно анализа, его технической базы со всем необходимым инструментарием, несомненно, волнует учителя, который порой интуитивно, на ощупь ищет пути решения.
В сочинениях старшеклассников пока еще не редкость псевдоидеологические, вульгарно-социологические истолкования художественных текстов и наивно-морализаторские оценки, которыми подменяют анализ на том основании, что они якобы опираются на реальный жизненный опыт подростков и отражают эмоциональное восприятие прочитанного. Порой именно учитель провоцирует ученика на высказывания так называемого «своего мнения», а в результате получает оценки вроде: «Я не согласен с Толстым, который превращает Наташу в опустившуюся женщину». Во взвешенном подходе, которым так непросто овладеть и учителю, и ученику, должен быть соблюден баланс между эмоционально-личностным и теоретико-аналитическим началами.
С чего начинать разбор текста, если конкретная цель работы — написание Сочинения, представляющего собой анализ небольшого эпического произведения или эпизода? Наиболее эффективна схема, включающая два этапа. Назовем их так: «подготовительный» и «творческий».
На первом этапе следует идти непосредственно от текста, «вслед за автором», к системе взаимосвязанных понятий, классический набор которых в школьном литературоведении почти не варьируется: история создания, тема, проблема, конфликт, композиция, система персонажей, пейзаж, портрет, интерьер, речь, деталь, изобразительно-выразительные средства, авторская позиция. Технологически этот этап выявления основных «параметров» текста осуществляется в системе вопросов и заданий, которую выстраивает либо учитель, либо ученик по аналогии, если задание выполняется им самостоятельно. Аналитическая работа ведет к накоплению наблюдений и осмыслению того, что характерно для героя, произведения, автора.
При формулировании вопросов и заданий разумно придерживаться общепринятых правил. Вот некоторые из них. Во-первых, ставить в начало формулировки задания глагол в повелительном наклонении, обозначающий действие, которое необходимо выполнить: «перечитайте», «найдите», «отметьте», «прокомментируйте» и тому подобное. Во-вторых, пользоваться по возможности нейтральной лексикой, употребляя слова, не допускающие двойственного толкования. В третьих, избегать таких вопросов, которые допускают односложный ответ: «да», «нет».
Сам текст задания должен содержать достаточную информацию для его выполнения. Степень полноты исходных данных может варьироваться в зависимости от подготовленности учащихся.
Предлагаем к возможному обсуждению вопросы и задания для анализа эпизода чтения Евангелия. Убедитесь, что эпизод занимает центральное положение . Обратите внимание на частое повторение и выделение числа 4, сделайте вывод о его символике. Проследите композицию эпизода; отметьте, что он состоит из диалога Сони и пришедшего к ней Раскольникова, чтения Евангелия и завершающего диалога героев перед уходом Раскольникова.
Охарактеризуйте место сцены чтения Евангелия, подчеркивающее ее важность. Отметьте, что эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры и его разговор с Разумихиным, во время которого «идея проскользнула», «что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон». Завершается эпизод мысленным упоминанием Соней оставленных Раскольниковым матери и сестры при абсолютном непонимании Соней по сути состоявшегося признания Раскольникова . Подслушивающий Свидригайлов все более сближается, даже пространственно, со своим «двойником». Сделайте вывод о композиционной стройности, относительной самостоятельности, завершенности эпизода, которые подчеркивают его значимость.
Перечитайте начало эпизода: приход Раскольникова и рассматривание им Сониной комнаты. Дайте характеристику и оценку обильно упоминаемым деталям. Среди них отметьте предметные, говорящие о бедственном положении Сони: Дом старый, лестница узкая и темная, крошечная передняя, продавленный стул, искривленный подсвечник и другие.
Найдите детали, передающие настроение, имеющие эмоционально-психологический оттенок: эпитеты «продавленный», «искривленная», «низкая», «наглухо», «неправильного», «уродливое» и другие, неопределенные наречия и местоимения: как будто, как-то, что-то и другие. Рассмотрите детали цветовые: дом зеленый, обои желтоватые и другие. Проследите детали повторяющиеся: канава, свеча. Объясните символический смысл деталей, содержащих евангельские параллели: сарай, фамилия Капернаумовы. Сделайте вывод о многообразии функций художественных деталей как одной из особенностей поэтики Достоевского, их психологичности и соотнесенности с евангельским сюжетом, находящимся в центре эпизода.
Перечитайте диалог Сони и Раскольникова до сцены чтения Евангелия. Кто выступает в роли «судьи», а кто «подсудимого»? Как ведет себя Соня во время «допроса»? Для чего расширяются границы эпизода включением воспоминаний Сони о Катерине Ивановне?
Что говорят о душевном состоянии девушки портретные детали? Как вы понимаете слова авторского комментария «ненасытимое сострадание» о выражении лица Сони? В какой момент происходит перелом в разговоре, подчеркнутый изменением обращения «вы» на «ты». Что означает «ты»: фамильярность или внезапно осознанную близость, признание ее равной себе или какое-то другое признание?
Что говорят об этом детали поведения Раскольникова, портретные детали? Как сцена коленопреклонения может быть соотнесена с Евангелием? Как она предвосхищает будущее признание Раскольниковым ее убеждений своими убеждениями? Задав «великой страдалице» и «великой грешнице» вопрос, как «позор и низость» совмещаются в ней «со святыми чувствами», Раскольников погружается в раздумье.
К какому выводу приходит он? Почему Сонина наивная и горячая вера кажется ему проявлением безумия? Если Соня интуитивно выбрала путь смирения и упования на милость Бога, то какой путь выбрал Раскольников?
Подтвердите, что, по Достоевскому, его дорога ведет к нравственной смерти. Перечитайте сцену чтения Евангелия, которая вводит в роман мотив воскресения. Каков буквальный смысл истории воскрешения Лазаря? Может ли, на ваш взгляд, Раскольников «буквально», как он утверждал ранее в разговоре с Порфирием Петровичем, верить в него? Почему он настаивает на чтении?
Достоевский подробно и неоднократно описывает Соню во время чтения. Какие детали ее поведения отмечены и как они передают ее состояние? Каков, на ваш взгляд, смысл замечания «она знала наизусть, что читала»?
Чем близок Соне этот рассказ о чуде? Как он соотнесен с образом ее отца и с ней самой? Какой оттенок в этом контексте приобретают детали, связанные с мотивом смерти: «пальцы, как у мертвой», «умертвила… себя» и другие? Как, на ваш взгляд, связаны «чудо» и вера в него? 9. Какова кульминация сцены чтения Евангелия?
Какие слова выделены в ней автором и для чего? Какова ро
Некоторые подходы к анализу небольшого эпического произведения и эпизода