Некрасов: певец горя и страданий народа
Известный русский поэт Николай Алексеевич Некрасов выходец из дворянской, когда-то богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде Подольской губернии, где в то время жил полк, в котором служил отец Некрасова. Мать, Александра Андреевна Закревская — варшавянка, дочь богатея. Родители не соглашались выдать дочь за небогатого, мало просвещенного армейского офицера, но брак состоялся без их согласия. В ряде стихов, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов изобразил светлый образ матери, которая скрасила непривлекательную обстановку его детства. Обаяние воспоминаний о матери обозначилось на творчестве Некрасова необыкновенной чуткостью его к женской половине человечества. Детство Некрасова прошло в родительном имении, селе Грешнево Ярославской губернии, куда переселился отец, выйдя в отставку.
Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), заброшенные дела и ряд процессов по имению вынудили его занять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой сына. В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5-го класса. Учился он плохо, с начальством гимназии не ладил (частично из-за сатирических стихов), и поскольку отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург для назначения в дворянский полк. Дело было почти улажено, но встреча с гимназийским товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами вызвали у Некрасова такую жажду учиться, что он даже не обращал никакого внимания на угрозы отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться ко вступительным экзаменам. Он их не сдал, и стал вольнослушателем филологического факультета университета. С 1839 до 1841 г. проучился Некрасов в университете, но почти все время у него уходило на поиски заработка. Но дела его скоро пошли вверх: он давал уроки, писал статьи в «Литературной Газете», составлял для издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александрийской сцене (под именем Перепельского).
У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихов, которые вышли в 1840 году под заголовком «Мечты и звуки». Когда впервые стихи Некрасова были напечатаны, Полевой похвалил дебютанта. Согласно некоторых источников, к нему благосклонно отнесся Жуковский, но Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книге пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Гоголю, который когда-то скупал и уничтожал «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», которые поэтому и стали большой библиографической редкостью (в собрание сочинений Некрасова они не вошли). В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником библиографического отдела «Отечественных записок».
Белинский близко с ним познакомился, полюбил и оценил его ум. Он понял, что в прозе с Некрасова, ничего, кроме рядового журнального сотрудника, не выйдет, но одобрил его стихотворение «В дороге». В 1843-1846 годах Некрасов выпустил в мир ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга», «1 апреля», «Петербургский сборник». Особый успех имел последний, в котором появились «Бедные люди» Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева журнал «Современник». Много сотрудников «Отечественных записок» бросили Краевского и присоединились к Некрасову. Белинский также перешел в «Современник» и передал Некрасову часть тех материалов, которые собирал для сборника «Левиафан». Этим был обеспечен успех нового дела. Приблизительно в середине 50-х годов Некрасов, казалось, смертельно заболел, но пребывание в Италии улучшило его состояние. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период. Он попал в высокое общество: Чернышевский и Добролюбов становятся главными деятелями «Современника».
Некрасов пишет преимущественно гражданскую поэзию. В 1866 г. «Современник» был закрыт, но Некрасов сошелся со старым своим врагом Краевским и арендовал у него с 1868 г. «Отечественные записки», подняв их на такую же высоту, которую занимал «Современник». В начале 1875 г. Некрасов тяжело заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот — операция ни к чему не привела. Из всех концов России посыпались письма, телеграммы. Написанные за это время «Последние песни» искренностью чувств, которые практически все сосредоточились на воспоминаниях о детстве, о матери и о осуществленных ошибках, относятся к наилучшим произведениям его музы. Некрасов умер 27 декабря 1877 г.
Несмотря на лютый мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежь, провожала тело поэта к месту захоронения. Похороны Некрасова, были первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. На самих похоронах Некрасова завязался или, точнее, продолжился бесплодный спор о соотношении между ним и двумя другими величайшими представителями русской поэзии — Пушкиным и Лермонтовым. Достоевский, который сказал несколько слов возле открытой могилы Некрасова, постановил (с определенными оговорками), что эти имена должны стоять рядом, но несколько молодых голосов прервали его криками: «Некрасов выше Пушкина и Лермонтова». Спор перешел в прессу. Некрасов никому из величайших художников русского слова не уступает в силе.
Он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать «искусство» как массу впечатлений, которые приводят к конечному эффекту, то Некрасов — художник глубокий. Он выразил настроения одного из самых прекрасных моментов русской исторической жизни. Все люди сороковых годов в большей или меньшей мере были художниками горя народного, но их кисть рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому устройству жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения стал Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Некрасов не дает отдыху своему читателю, не щадит его нервов, не боится обвинений в преувеличениях. Вопреки тому, что большинство его произведений наполнены безрадостными картинами народного горя, основное впечатление, которое
Некрасов производит на своего читателя, вне сомнения, взбадривает. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе имеет зерно исцеления. Тем не менее, звуками мести и печали о народном горе все содержание поэзии Некрасова не исчерпывается. Некрасов раньше Тургенева изобразил человека, который стремился к свету, который основными контурами своей психологии напоминает Елену из «Накануне». Поэма «Несчастные» (1856) вопреки своей разбросанности и пестроте, имеет строфы сильные и выразительные. «Коробейники» (1861) не серьезные по смыслу, но написаны в народном духе. В 1863 г. появилось самое сдержанное из всех произведений Некрасова — «Мороз Красный Нос». Героиня — русская крестьянка, в которой автор видит исчезающий тип «величавой славянки». Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. В общих чертах, к «Морозу Красному Носу» приближается ранее написанные «Крестьянские дети» (1861).
Отчаянный певец горя и страданий полностью перевоплощался, становился удивительно нежным, мягким, добрым, как только дело касалось женщин и детей. Более поздний народный эпос Некрасова — написанная оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1873-1876). Лучшие в поэме — это отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады.
Наилучшей является последняя часть поэмы — «Пир на весь мир», которая заканчивается знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и восклицанием: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное». Конец другой поэмы Некрасова — «Русские женщины» (1871-1872) — свидание Волконской с мужем — является одной из самых трогательных сцен всей русской литературы. Лиризм Некрасова возник на почве сильных страстей, которые им владели, и искреннего сознания своего этического несовершенства.
До определенной меры живую душу спасли в Некрасове именно его «грехи», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, которые «укоризненно со стен» смотрели на него. Его этические недостатки давали ему живой и непосредственный источник любви и желание очищения. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннего покаяния.
Кто принуждал его с такой силой говорить о своих этических падениях, зачем нужно было выставлять себя с невыгодной стороны? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт целиком отдавался душевному порыву. Покаянию, которое показывает лучшие жемчужины из дна его души, обязан Некрасов одним из лучших своих произведений — «Рыцарь на час». И знаменитый «Влас» тоже вышел из глубокого ощущения очищающей силы покаяния. Сюда же относится и прекрасное стихотворение «Когда из мрака заблужденья…», о котором восхищенно отзывались даже такие мало настроенные в пользу Некрасова критики, как Алмазов и Аполлон Григорьев. Характерно, что русский модернизм, который объявил войну всем традициям 60-х годов, Некрасова ставил очень высоко.
Некрасов: певец горя и страданий народа