Некрасов В. П. биография
Некрасов Виктор Платонович , прозаик. Родился 4 июня в Киеве в семье врача. После средней школы поступает на архитектурный факультет Киевского строительного института, который оканчивает в 1936. Одновременно учился в театральной студии при театре русской драмы.
Работал актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону. С началом Отечественной войны Некрасов отказывается от брони, уходит на фронт, пройдя путь от Ростова до Сталинграда. Был инженером саперных войск, командовал батальоном. После войны, в 1947, в журнале «Знамя» появилось произведение В. Некрасова «В окопах Сталин-града», отмеченное Сталинской премией, которую писатель отдал колясок для инвалидов войны. «В.
Некрасов пришел в литературу отнюдь не как литератор, — он пришел как солдат, видавший будни войны и стремившийся только к тому, чтобы рассказать правду о них…», — писали о нем критики. И это было правдой: весьма нелицеприятная в 1954 выходит его повесть «В родном городе», за публикацию которой был подвергнут суровой партийной критике журнал «Знамя», а Вс. Вишневский снят с работы. В 1959 Некрасов пишет повесть «Кира Георгиевна» и выступает в «Литературной газете» с рядом статей о необходимости увековечить память советских людей, расстрелянных фашистами в 1941 в Бабьем Яре. Некрасова стали обвинять в организации «массовых сионистских сборищ».
И все-таки памятник в Бабьем Яре был установлен, и в этом немалая заслуга писателя. В 1960-е совершает путешествия в Италию, Америку и Францию, впечатления от которых описаны в очерках «Первое знакомство», «По обе стороны океана», «Месяц во Франции». Главное для него «быть самим собой, не врать, не притворяться, не льстить». После резких слов Н. Хрущева в адрес писателя в печати появились статьи, обвиняющие Некрасова в «низкопоклонстве» перед Западом.
В киевской квартире писателя был произведен обыск, изъяты все печатные материалы, журналы, фотоматериалы и т. д. В течение шести дней Некрасова допрашивал следователь. В 1974 писатель эмигрировал в Париж. За границей писал для газет и журналов, для радио, читал лекции о русской литературе.
Продолжал творческую работу: роман «Сталинград» , «Как я стал шевалье» . Последнее произведение В. Некрасова — «Маленькая печальная повесть». Умер В. Некрасов 3 сентября 1987 в Париже.
НЕКРАСОВ Виктор Платонович [4 июня 1911, Киев — 3 сентября 1987, Париж], русский писатель. Краткая биография Из интеллигентной семьи: отец — банковский служащий, мать — врач. Раннее детство провел в Лозанне и Париже, где она работала в военном госпитале. После окончания школы в Киеве, где обосновалась семья, Некрасов учился на архитектурном факультете Киевского строительного института и в студии при Театре русской драмы . До начала войны недолго работал архитектором, потом актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова, Ростова-на-Дону.
К этому времени относятся первые литературные опыты Некрасова, носившие, однако, «домашний» характер. С августа 1941 в армии, воевал в должности полкового инженера, заместителя командира саперного батальона в Сталинграде, на Украине, в Польше. Дважды был ранен.
Как инвалид войны был демобилизован. В 1945-1947 работал журналистом в киевской газете «Советское искусство». Литературный дебют В 1946 в журнале «Знамя» была опубликована повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» . Повесть вызвала в литературных кругах неоднозначное отношение. А. Т. Твардовский во внутренней рецензии писал: «Первое очевидное достоинство книги — то, что, лишенная внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом.
Большая достоверность свидетельства о тяжелых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и отчетливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т. п. — все это качества, предваряющие несомненный успех книги у читателя. О ее существенном содержании можно сказать примерно так. Это правдивый рассказ о великой победе, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот — литературно полноценный, своеобычный, художнически убедительный…». Высоко оценил повесть и А. П. Платонов: «Некрасов, — писал он, — придает описанию войны, всему движению чувств и действиям человека, пребывающего в огне боя, необыкновенно ощутительную, живую, непосредственную конкретность; читатель все время живет в том потоке событий, в который вовлек его автор».
Руководство же Союза писателей отнеслось к повести резко отрицательно, были даже проведены два специальных совещания, нацеливавших печать на ее разгром. От запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия , присужденная Некрасову по неожиданному прямому указанию Сталина, так и оставшемуся необъяснимым. «Мнение, не совпадающее с линией партии» Однако «охранная грамота» Сталинской премии на дальнейшее творчество Некрасова не распространялась. То, что он писал потом, как правило, подвергалось уничтожающей критике руководящих идеологических служб.
Так было с повестью «В родном городе» , рассказывавшей о драматической судьбе фронтовиков, столкнувшихся при возвращении в долгожданную мирную жизнь, которая оказалась трудной, разоренной, безрадостной, с непробиваемым партийно-бюрократическим бездушием. Так было и с повестью «Кира Георгиевна» , в которой причины конформизма, душевной опустошенности, нравственных недугов части нашей интеллигенции автор объяснял разлагающей общество нехваткой воздуха свободы. Официозная критика встретила в штыки и эссеистские выступления писателя по вопросам искусства. Некрасова прорабатывали за статью «Слова «великие» и простые» , в которой он отвергал напыщенную героическую патетику, уводящую от правды, за заметки о современной архитектуре «О прошлом, настоящем и чуть-чуть о будущем» , в которых он критиковал безвкусную монументальность и убогое однообразие тогдашнего советского градостроительства.
Его эстетические взгляды квалифицировались как идейно порочные. После того, как Хрущев ополчился против зарубежных очерков Некрасова «По обе стороны океана» , заявив, что их автору не место в партии, началась настоящая травля писателя. Его перестали печатать, клеймили позором на собраниях, завели на него персональное дело и вынесли ему строгий выговор. После падения Хрущева писателя на время оставили в покое. Но в 1969 за то, что Некрасов подписал коллективное письмо в защиту украинского диссидента В. М. Черновила и выступил в день 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яру, на него опять было заведено персональное дело, закончившееся вторым строгим выговором.
В 1972, как сказано было в решении, «за то, что позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии», писателя исключили сначала из партии, а потом из Союза писателей. Им занялось КГБ: слежка, прослушивающийся телефон, унизительный обыск с изъятием книг и рукописей, многочасовые допросы, на которых ему дали понять, что если он не «исправится» или не уедет на Запад, ему придется отправиться «в места не столь отдаленные». Так, Некрасова в 1974 вытолкнули в эмиграцию, а потом, в 1979, после того как он, выступая по радио, иронически отозвался о «трилогии» Брежнева, главным образом о военной ее части — «Малой земле», его лишили советского гражданства.
Два с лишним десятилетия на родине его книги не издавались, циркуляром Главлита были изъяты из библиотек, его имя было запрещено упоминать в печати, оно вычеркивалось даже из библиографических справок. Главная книга Главной книгой Некрасова стало его первое произведение — повесть «В окопах Сталинграда», она оказалась самым высоким его художественным достижением. Он написал потом несколько очень сильных рассказов о войне, например «Судак» и «Вторая ночь» , их можно поставить рядом с этой книгой, но не над ней. «В окопах Сталинграда» — первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. Она словно бы возвращала «окопникам» незаживающее их прошлое, перечеркнутое официально признанными и сверхобильно тиражируемыми парадными, фанфарными сочинениями. «В окопах Сталинграда» стала книгой, определившей очень важное направление нашей военной прозы, хотя ее влияние не ограничивалось рамками этой литературы.
Когда на рубеже 1950-х и 1960-х годов заявила о себе литература фронтового поколения или, как ее еще называли, «лейтенантская литература» , сразу же обнаружилось, что у истоков этой литературы повесть Некрасова была главным ее ориентиром, он был ее признанным лидером. Это засвидетельствовали многие прозаики того призыва — Г. Я. Бакланов и В. В. Быков, В. О. Богомолов и А. М. Адамович, Б. Ш. Окуджава и В. Л. Кондратьев, В. Ф. Тендряков и В. Н. Семин, поддержанные и поэтами фронтового поколения — С. С. Наровчатовым и К. Я. Ваншенкиным, Г. М. Поженяном и Ю. В. Друниной. Б. А. Слуцкий справедливо заметил: «Повесть В. Некрасова обогнала свою литературную эпоху, во многом предваряя наше время». Писатели фронтового поколения так определили роль повести Некрасова в их творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских «окопов». Исключительное значение этой книги признали и писатели старшего поколения — Твардовский и И. Г. Эренбург.
К. М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы. Особенности творческого метода Автобиографичность, близость к мемуарному жанру придают написанной от первого лица повести «В окопах Сталинграда» особого рода интимную достоверность, резко приближают к читателю события и персонажей, делают его сопереживания главному герою полнее, глубже. Автобиографичность и лиризм, свободно льющееся повествование с то и дело возникающими отступлениями, воспоминаниями героя, его размышлениями, как выяснилось впоследствии, были не просто особенностями повести «В окопах Сталинграда», а органическим свойством художественной манеры и творческой личности Некрасова, отчетливо проступающим во всем, что он написал, в том числе и в тех вещах, что были созданы на чужбине, в эмиграции: путевых очерках «Записки зеваки» , «Взгляд и нечто» , «По обе стороны стены…» , «Из дальних странствий возвратясь…» , в повестях «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы…» , «Маленькая печальная повесть» , напоенных печальной любовью, сливающейся с самоиронией, к отрезанной от него родине, к оставшимся там друзьям. И чем полнее и ярче эти свойства реализовались, тем выше был художественный уровень некрасовской прозы, тем значительнее достигнутый результат. Две повести Некрасова были экранизированы: «В окопах Сталинграда» — фильм «Солдаты» и «В родном городе» — фильм «Город зажигает огни» .
Некрасов написал несколько сценариев документальных фильмов. Умер в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Некрасов В. П. биография