Неоднозначность образа главного героя произведения Бертольда Брехта «Жизнь Галилея»
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников.
Учитель. «Брехт начал работу над пьесой, когда в газетах появилось сообщение о расщеплении атома урана. В условиях существования фашистской диктатуры научное достижение немецких исследователей стало страшной угрозой для человечества. Проблема приобретает характер социального и вместе с тем — сугубо по-человечески — этического. Брехт объединяет оба плана, пишет выразительную, мы сказали бы, интеллектуальную пьесу с присущим автору господствующим логизмом, будто внося в научные диалоги пьесы тот запал, который он (Брехт) вынес из лабораторий Нильса Бора.
Но проблематика пьесы значительно более широкая. Прежде всего, это мысли о тернистых путях духовной эволюции, о народностях как категоричном императиве, о трагедии пионеров человеческого поиска, о трагедии существования отчужденных от человека сил, которые, освобождаясь из-под власти человека, начинают свое существование», — так начинает свою литературоведческую статью о пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея» выдающийся украинский поэт и исследователь творчества В. Стус. Тонкость и разногласия образа ученого, идею и значение произведения мы и будем выяснять на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Формирование умений и навыков учеников
1. Литературный диктант
1) Что увидел Галилей в телескоп, после чего сказал, что «небо упразднено» в таком виде, как его представляли: сферический свод, небесная твердь? (Четыре спутника Венеры)
2) Почему Сагредо, друг Галилея, с глубоким отчаянием выкрикивает: «Несчастно и время, когда человек открывает истину!»? (Боится за Галилея, которому угрожает суд инквизиции.)
3) Как Галилей собирался доказать Консилиуму, что он с помощью опытов доказал правоту Коперника? (Просил поверить не расчетам, как Коперник, а своим глазам.)
4) Продолжите слова Галилея: «Сумма углов треугольника не может быть изменена…»(На угождение курии (власти))
5) Чего ждали ученики от своего учителя, когда того вызвали на суд инквизиции? (Что он не отречется от своего учения).
6) Что подтолкнуло Галилея к измене? (Ему показали орудие пытки.)
7) Какую книгу написал Галилей под инквизиторским надзором? («Беседы»)
8) Почему у ученого резко испортилось зрение? (Он копировал книгу при лунном свете.)
9) Почему Галилей не подал руку своему ученику, который приехал его посетить? (Считал себя не достойным прощения.)
10) Кто перевез рукопись Галилея через границу? (Андреа)
11) Что из пищи передают Галилею, что очень его порадовало? (Двух гусей)
12) Какой была бы клятва ученых-природоведов, согласно мыслям Галилея, если бы он выстоял? (Применять свои знания только на благо человечества.)
2. Коллективная работа над образом главного героя Галилео Галилея.
В чем его противоречивость? (В объединении стремления к установлению научных истин и отказа от них ради безопасности и собственного благополучия.)
Комментарий. Галилей в пьесе Брехта — противоречивая личность: он великий ученый, но предал науку; он не боится оставаться в городе, охваченном эпидемией чумы, чтобы не перерывать свои научные опыты, но, увидев орудие пытки, отрекается от своего научного открытия.
Противоречие между духовным и плотским в фигуре Галилея отображает конфликт двух философских систем, двух взглядов на мир и на человека в этом мире. Галилео сам, собственноручно создает новое время, но и ощущает смертельный страх перед временем, которое проходит. Этот конфликт двух эпох, которые так переплетаются в одной человеческой судьбе, решается капитуляцией выдающегося новатора перед старым. Брехтовский Галилей так и не был в состоянии, не нашел в себе силы произнести знаменитое: «А все-таки она вертится!».
Отказываясь от легендарного сюжета, связанного с человеческой памятью о Галилее, Брехт развенчивает, осуждает своего героя. «Галилей, — делал замечание Брехт, — в конце концов, уничтожил не только себя как личность, а и ценнейшую часть своей научной работы. Церковь (т. е. власть) защищала библейское учение только для того, чтобы защитить себя, свой авторитет, свое право угнетать и эксплуатировать. Люди заинтересовались учением Галилея о небесных телах лишь потому, что страдали от гнета церкви. Галилей предал настоящий прогресс, когда отрекся; он покинул людей на произвол судьбы. Астрономия стала снова лишь одной из специальностей, областью ученых, аполитической, изолированной. Церковь отделила проблемы неба от проблем земли, укрепила свое господство и охотно признала со временем новые решения».
Брехт называет в своей пьесе печальные последствия отречения Галилея: Декарт спрятал в ящик свой трактат о природе света; Федерцони «снова шлифует линзы в каком-то маленьком магазине», Фульганцио «отрекся от науки и вернулся в лоно церкви». Торжествует старый мир.
Брехт считал, что трагедия Галилея должна была убедить зрителя в необходимости последовательной борьбы за идеалы гуманизма.
Брехт создал философскую драму и по своему смыслу, и по своей сути. «Жизнь Галилея» является драмой не только о событиях далекого прошлого (по времени действия) и даже не только о чрезвычайно сложных проблемах, с которыми столкнулось человечество в трагическом ХХ ст., а произведением, которое ставит вечные вопросы, которые сопровождают историю человечества и его цивилизацию: сможет ли наконец мир стать мирным, светлым и что есть важнейшим для человечества — революционные изменения или эволюционное развитие?
3. Определение имеющихся в пьесе черт «эпического театра».
(Интеллектуальный рассказ, формирование мировоззрения, образование зрителя, аргументированность, познание и др.)
4. Самостоятельная обработка статьи В. Стуса «О пьесе Б. Брехта «Жизнь Галилея»».
IV. Домашняя задача.
Подготовиться к контрольной работе по темам: «Поэты «Серебряного века» русской поэзии (А. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак)», «Литература второй половины XX ст. (Б. Брехт «Жизнь Галилея»)».
V. Итоги урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение.
— «Образ Галилея в пьесе Б. Брехта я считаю…».
Неоднозначность образа главного героя произведения Бертольда Брехта «Жизнь Галилея»