Неоднозначность оценки образа Чипки за романом «Разве ревут волы, как ясли полные?»
Олесь Гончар так сказал о личности Афанасия Мирного: «Целенаправленная, согретая глубокой любовью к народу, творчество писателя достовернее всего удостоверяет, чем жил этот человек — суровый летописец эпохи». Действительно, большой художник стремился быть полезным Украине, передавая литературным персонажам свои самые яркие ощущения и самые горькие боли. Одним из таких персонажей, который вошел в украинскую литературу, есть Чипка, главный герой романа «Разве ревут волы, как ясли полные?». Его внутренний мир, сложный и противоречивый, отразился на таких же непредусмотренных и полных противоположности поступках. Поэтому мне, например, иногда очень тяжело давать им оценку. С одной стороны, мое сердце проникается симпатией к обиженному, одаренному от природы и умному Вареничку. С другой, — меня приводят в негодование его воровские поступки. Даже тогда, когда роман уже прочитан до конца, мне тяжело определить свое отношение к этому герою: сердце и ум еще долго будут спорить.
Часто нашими поступками руководят внешние обстоятельства, и тогда приходится уступать своими Убеждениями. И на то существует понятие чести, чтобы своевременно остановиться! Знакомясь с жизнью Чипки, мы видим эти обстоятельства, осуждаем их, так как они разрушают характер и судьбу мальчика, который нам нравится. Социальная несправедливость толкнула вчерашнего земледельца на преступный путь. А разве его жизнь была преисполнена справедливости? Чипка сызмала ощущает себя нелюбимым, отброшенным, второсортным, испытал так мало радости и добра и так много боли. Уже тогда, в детстве, развивается в нем чувство мести. Его детский естественный ум, стремление создавать добро часто перекрывалось нервным озлоблением и позорными поступками (вместе с шаловливым и равнодушным Григорием Чипка с наслаждением откручивает головы воробьям).
Постепенно мы сознаем, что к моральному падению юноши привело пренебрежение прадедовскими законами морали, и даже аморальность самой пореформенной России не оправдывает его позиции. В минуты отчаяния Чипка с болью спрашивает: «Где же правда?» Он находит свой ответ и называет грабежи на путях «изыманием своего», сравниванием с бедными. Когда же Чипка окончательно обезумел, растоптал надежды любимой Гали на счастливую родственную жизнь, утопил остатки своей чести в безвинной крови семьи Хоменков, приговором прозвучали Галины слова: «Так это и правда?! Это она!!!»
И почему-то горько становится за того сообразительного мальчика, за трудолюбивого усердного хозяина, за пылкого влюбленного парня… Но даже любовь ненадолго изменила характер героя: парень сначала отрекся от разбойничьего общества, стал добросовестным хозяином. И все-таки остался бывшим Чипкой: спустя некоторое время он снова прибегает к разбойничеству. Всю жизнь в душе Чипка жила злость на обидчиков, и она двигала им. Его можно жалеть и осуждать, не понимать и сочувствовать ему, возражать и поддерживать его мысли. Но, вопреки всему, следует признать, что Чипка — ужасно трагическая и морально раздвоенная личность, которую обстоятельства сделали стихийным бунтарем, протестантом против социальной несправедливости.
Роман никого не оставляет равнодушным, так как принуждает задуматься над сутью человеческого бытия, историей своего народа, над моральными ценностями особенно.
Неоднозначность оценки образа Чипки за романом «Разве ревут волы, как ясли полные?»