«Неразрушимый вечно город Глупов…»
Об использовании ролевой игры при изучении «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
В гротескном, фантастическом мире Салтыкова-Щедрина возможно все…
Однажды ожили и сошли со страниц его книги господа градоначальники, в разное время с разным успехом управлявшие небезызвестным городом Глуповом. На исходе XX века вознамерились они встретиться с представителями средств массовой информации, очевидно для того, чтобы те не замедлили рассказать всему свету о жизни и деяниях сих славных особ.
И что ж вы думаете? К вящему удовольствию вышеозначенных лиц в мгновение ока слетелись на встречу с ними многочисленные служители пера и диктофона.
Пресс-конференция состоялась.
Господа градоначальники поведали о том, какие разнообразные методы и средства борьбы с наро… простите, средства управления народом применяли они, будучи на своем посту.
Господа журналисты умудрились задать интервьюируемым великое множество вопросов, зачастую весьма и весьма провокационных, от которых майорам, бригадирам и прочим Бывым прохвостам Становилось не по себе и хотелось поскорее вернуться на такие уютные для них страницы книги…
Вот такая невероятная история произошла однажды. Где и когда? На уроке литературы в 10-м классе. При изучении книги М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», книги трудной, интересной и удивительно современной.
В роли градоначальников и журналистов выступили сами десятиклассники, а учитель выполнял функцию ведущего и, в случае необходимости, комментатора.
Я думаю, многие коллеги согласятся с тем, что чтение указанного произведения дается нашим детям с известным трудом. Да и учителя, к сожалению, не всегда выбирают эту книгу для изучения, несмотря на то что она входит в число лучших щедринских сочинений и имеет непреходящую культурную ценность. Тому есть объяснения.
«История одного города», пожалуй, самое демонстративное по своей художественной условности произведение русской классики XIX века. Воспитанные в основном на жизнеподобии классического реализма, мы зачастую побаиваемся погрузиться в столь необычный художественный мир «Истории…». И упускаем великолепный шанс литературного исследования, игры, возможность просто получить эстетическое наслаждение от изумительного творения великого писателя, умевшего совместить острейшую боль за многие явления общественной жизни с буйством фантасмагорических образов, стихией хоть и горького, но всепобеждающего смеха.
Да, безусловно, «Историю одного города» читать трудно. На первых порах приходится буквально «продираться сквозь туман». Но не интересно ли? И, уж коли мы зачастую подходим к литературе прагматически, не полезно ли? Интересно.
Небесполезно в разных смыслах: и в развитии грамотного читателя, и в воспитании человека, гражданина, личности. К тому же значение творчества Салтыкова-Щедрина как поистине талантливого, великого художника слова не ограничивается рамками современной писателю эпохи, а характеризуется удивительным внеисторизмом, вневременностью. И задача учителя — сделать так, чтобы юные читатели не считали эту книгу безнадежно устаревшей, разоблачающей какой-то самодержавный строй, чтобы поняли и оценили блестящее остроумие, неистощимую фантазию сатирика, почувствовали «глубочайшее страдание» (М.
А. Булгаков), скрытое под язвительным, саркастическим смехом, чтобы и сами испытали «сердечную боль» любви к России.
В недавнем прошлом сатиру Щедрина прочно связывали только с дооктябрьским периодом истории нашей страны. Может, потому и не изучалась «История…» в школе, что никак не укладывалась она в прокрустово ложе конкретно-исторической интерпретации. Как узнаваемы в ней не только события и лица прошлого, щедринского и «дощедринского» периодов, но и множественные аналогии советской и постсоветской действительности!
В 1871 году Салтыков-Щедрин, отвечая на обвинения его в «исторической сатире», писал в редакцию журнала «Вестник Европы», что он имел в виду «совершенно обыкновенную сатиру», «направленную против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною» и «производят результаты… весьма дурные, а именно: необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее и т. п.». Перечисленные «результаты», как это ни печально, в той или иной мере традиционно свойственны нашей «русской жизни».
Показывая действительность второй половины XIX века, писатель вскрыл вечные российские проблемы. Город Глупов — не просто обобщенный, аллегорический образ современной автору России, это — универсальная картина российской жизни при любом государственном устройстве. Страшную характеристику этому городу дал Игорь Северянин в медальоне, посвященном сатирику : «Неразрушимый вечно город Глупов — // Прорусенный, повсюдный, озорной…»
Будет ли продолжаться это разложение?.. Поймем ли мы «неблагозвучьем звучного трубадура»?..
Верю, Салтыков-Щедрин нужен нам сегодня как никогда.
Размышляя над тем, как оживить процесс изучения «Истории…», приблизить ее к современности, желая найти оригинальную форму урока, более или менее адекватную содержанию и художественному своеобразию книги, как-то неожиданно для себя я пришла к идее провести ролевую игру. Пресс-конференция — вот что может замечательно соответствовать материалу урока «Образы градоначальников в «Истории одного города»! Возможно, на это косвенно натолкнули меня многочисленные пресс-конференции и выступления наших нынешних политиков. А ведь кое-какие их черты легко узнаваемы в глуповских градоначальниках!
Кстати говоря, наши школьные артисты это почувствовали и наделили своих героев до боли знакомыми жестами, интонациями и другими штрихами портретов современных «градоначальников» и их предшественников. После урока я поняла, что не ошиблась в выборе формы.
Рассмотрим место данного занятия в системе уроков по изучению «Истории одного города» и особенности его подготовки и проведения.
Ролевая игра может быть проведена после двухчасового урока, посвященного общей характеристике книги, на котором рассматриваются тема, жанр, композиция, определяется основной конфликт, анализируется система образов и образ рассказчика, выявляются средства художественной изобразительности и выразительности, приемы сатиры, текстуально изучаются первые главки. С главы «Органчик» начинается укрупненное, детализированное изображение отдельных градоначальников и их отношений с глуповцами. Материалом для занятия являются главы от «Органчика» и до конца книги.
В целом система уроков по произведению может быть выстроена следующим образом :
«Неразрушимый вечно город Глупов…»