Несчастливцев и Счастливцев — антиподы?
С большой любовью и теплотой изображал Островский артистов, с жизнью и характерами которых был хорошо знаком. Прослушаем сообщение ученика «Образы артистов в пьесах «Лес», «Бесприданница» и «Без вины виноватые». На первый взгляд, Несчастливцев и Счастливцев — антиподы: Несчастливцев вышел из дворянской, Счастливцев из мещанской семьи; Несчастливцев — трагик, Счастливцев — комик, один отдает последние деньги Аксюше, устраивает ее свадьбу, другой способен лишь на мелкие пакости («Пойду, поброжу по саду, хоть георгины все переломаю, все-таки легче»). На контрастность образов, казалось бы, намекают и театральные псевдонимы. Однако в судьбе героев много общего, а псевдоним Аркадия — Счастливцев — в контексте пьесы воспринимается нами как горькая ирония над его скитальческой, полной лишений жизнью.
Несчастливцева и Счастливцева роднит отвращение к мещанской, внешне благопристойной жизни. Несчастливцев ушел из дворянской усадьбы — Счастливцев сбежал из дома дяди. Эти бездомные бродяги по своему нравственному облику оказываются несравненно выше помещиков и купцов. «Комедианты», — пренебрежительно пожимая плечами, говорит о них Гурмыжская. И Несчастливцев ей отвечает: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы».
Островский не идеализирует своих героев. В поведении Несчастливцева много театральной позы. Он и в жизни зачастую играет, как на сцене. Видимо, ни он, ни Счастливцев не являются большими художниками. Несчастливцев принадлежит к числу артистов старой, ложно-романтической школы, которые «рвут страсть в клочья». Счастливцев — фигляр на сцене, «…паясничать-то хитрость не велика», — говорит о его игре Несчастливцев. В образе Счастливцева Островский показывает, как принижает человеческое достоинство необеспеченная жизнь бедного провинциального артиста. Аркадий готов унижаться перед людьми, от которых зависит.
Еще в большей степени эти черты будут подчеркнуты в образе Счастливцева — Робинзона («Бесприданница»). Счастливцев в «Бесприданнице» расстался с театром и живет при богатых барах и купцах, переходя из рук в руки: от купеческого сынка Непутевого к Паратову, от Паратова к Вожеватову. Он готов выполнять любые причуды своих покровителей, играть любую роль: дикаря, Робинзона, английского лорда. Положение приживала губительно сказалось на его нравственном облике: он беспринципен, лжив, труслив. Однако Робинзон вызывает у нас не только смех, но и горечь за поруганное человеческое достоинство. Этот образ помогает автору раскрыть основной мотив пьесы — мотив протеста против издевательства над человеком — и в этом отношении дополняет образы Ларисы и Ка-рандышева. На долю Робинзона выпадают свои искушения и разуверения. Паратов искушал Ларису «возвратом нежности своей», Кнуров предлагал ей богатство, роскошь, Париж. По горькой иронии судьбы, Вожеватов также искушает Робинзона Парижем, а затем оказывается, что это очередная шутка, очередной розыгрыш, что он имел в виду всего лишь трактир «Париж».
На образе Робинзона раскрывается положение артиста, поступившего в услужение буржуазии. «Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! — советует ему Паратов. — Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят — на какого Медичиса нападешь».
Поистине талантливая артистка изображена Островским в одной из последний его пьес — комедии «Без вины виноватые». Любовь Ивановна Отрадина, пережив глубокое личное горе — измену любимого человека, потерю ребенка — становится актрисой Еленой Ивановной Кручининой. Ее личный горький жизненный опыт теперь воплощается в яркие и правдивые сценические образы, «…я столько пережила и перечувствовала, — рассказывает она, — что для меня едва ли какое-нибудь драматическое положение будет новостью», «Лавры-то потом, а сначала горе да слезы».
Нелегким был во времена Островского путь артиста к известности и славе. Ему приходилось постоянно сталкиваться с интригами, завистью, коварством, неблагодарностью. Островский ярко рисует артистическую среду: мелких завистников Коринкину и Миловзорова, беспринципного Шмагу, готового «за грош продать лучшего своего друга и благодетеля». Все они смотрят на искусство лишь как на средство прокормиться, «…жалованье небольшое, так не стоит очень стараться-то», — цинично заявляет Миловзоров. Все благородные чувства, побуждения и порывы они пренебрежительно называют «философией». Нужно было иметь большое сердце, чтобы, живя среди таких людей, ежедневно сталкиваясь с ними на сцене, не потерять веру в добро, не ожесточиться, не разочароваться в избранной профессии. Но Кручинина «и артистка необыкновенная и женщина необыкновенная». Она хорошо знает условия жизни провинциальных артистов, знает, каким унижениям они постоянно подвергаются, и стремится пом. очь им, поддержать их. По-матерински ласково относится она к болезненно самолюбивому, легко ранимому Незнамову, и сердце Незнамова оттаивает под этой лаской» Финал пьесы, при всем его мелодраматизме, воспринимается нами как справедливое вознаграждение Кручининой за несчастья ее прошлой жизни, за деятельную любовь к людям.
Во всех рассмотренных нами пьесах отразился демократизм Островского. Его положительные герои — это люди из народа или же те, кто отрекся от привилегий своего класса и выбрал тернистую дорогу труда и лишений. Творчество Островского и в этом отношении развивалось в русле демократической литературы второй половины XIX века.
Несчастливцев и Счастливцев — антиподы?