«Нестандартные уроки информатики»
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсию, видеоурок, урок «Морской бой», урок «Сказка», урок «Путешествие», урок «Эврика», урок — общественный смотр знаний, урок — «Игра — обобщение», урок — лекция «Парадокс» и т. д. Опыт учителей показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Сегодня педагоги активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок — праздник, интернет урок и другие формы.
Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении сложного и объемного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале. Тема актуальна, так как активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков — огромное количеств, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе.
Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания. Непривычные формы используются немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы .
Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении. «Классическая» типология по основным дидактическим целям исходит из стадий процесса учебного познания: усвоение нового материала — формирование новых знаний и умений, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры — не результат, а процесс.
Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям , от описаний к объяснению . На уроках типа «Общественный смотр знаний» и «Пресс-конференция» тяга к размышлениям, дискуссиям и спорам, в ходе которых только и может быть доказана правота какой-либо точки зрения, — в уроках-диспутах; потребность в инициативе, творчески мыслящих людях и условиях для их проявления — в уроках, строящихся на детской инициативе, в уроках изобретательства и сочинительства, творческих выставках и отчетах. Учащимся нестандартные уроки нравятся, они становятся общительнее и сплоченнее.
Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.
Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из — за большой потери времени.
«Нестандартные уроки информатики»