Неужели!?
Неужели!
Информационная волна о закрытии КРИППО прокатилась в крымской учительской среде, не вызвав, в основном, стенаний и вздохов сожаления. С удивлением воспринял эту новость и я: неужели? не может быть? Обратился к первоисточникам. Так и есть: на сайтах «Крымской правды» и Совета Министров АРК обнаружил соответствующую информацию.
Ознакомившись, испытал истинное разочарование…
Новость о том, что Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования ликвидируется, никого, я имею ввиду рядовую педагогическую массу, сильно не опечалила. Несмотря на постоянные бодренькие самоотчеты руководства института, большинство адекватно мыслящих учителей понимали, что работа этого учреждения высокой эффективностью не отличалась. Вне сомнения, что в этом учреждении среди плевел были и свои зерна, но речь не о них…
Впереди всякой новости сначала распространяется слух. Слух о ликвидации института был принят учителями с недоверием и, возможно, некоторым сожалением. Ликвидацию приняли за чистую монету и высказывали искреннее сожаление, что вместе с малоэффективным институтом не ликвидировали вообще бессмысленные в нынешних условиях методические кабинеты при городских и районных управлениях образования.
Вот где была бы экономия государственных деньжищ для ремонта и оснащения школ и, наконец-то, обретена столь желаемая педагогическими коллективами школ свобода от бюрократического диктата — бездумного, бессмысленного и беспощадного.
Методические кабинеты управлений образования из вспомогательной структуры системы управления образованием превратились в самодостаточный субъект этой системы и функционируют в режиме самообеспечения, самооправдания своего существования, создавая массу проблем для школ и порождая громадные кучи никому не нужной макулатуры, но для пущей важности названной документацией. Компьютерные технология уже сделали эту макулатуру совершенно не нужной. Но педагогические чиновники цепляются за спасительные бумажные носители, ибо в случае исчезновения этих носителей бесполезность огромной массы околопедагогических «работников» проявится мгновенно и тогда любой учитель, подобно андерсоновскому мальчику, сможет воскликнуть: «А король-то, голый!»
Как же проходило принятие столь «судьбоносного» для учительства АРК решения? Да все так же, как и раньше: т. е. кулуарно и за спиной того самого учительства, о котором «денно и нощно» печется наша «сердобольная» власть.
«Председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев обсудил с главой Крымской республиканской организации профсоюзов работников образования и науки Екатериной Волковой развитие и реформирование сферы последипломного образования». Об этом сообщила пресс-служба Совмина.
Вместе с тем, сообщила пресс-служба Совмина, профсоюзы предлагают рассмотреть возможность переименования Центра последипломного педагогического образования, в Академию непрерывного образования или Институт инновационного развития образования. Звучит как музыка… АКАДЕМИЯ.
Разумеется, там будут работать только седовласые АКАДЕМИКИ и готовить академическую поросль из замордованных учителей… Что-то вроде крымских Нью-Васюков… Пойдешь по улице, плюнешь… и обязательно в академика попадешь.
Красотища-то какая!
А на самом деле это не смешно: вместо решительного реформирования всей системы образования от школ до вузов, сделан маленький шажок по лицеванию этой системы, малоэффективность которой уже давно никем не ставится под сомнение. Так что с Праздником разгула демократии вас, коллеги-учителя!
Весьма забавно выглядит следующий пассаж пресс-службы Совмина. «Анатолий Могилев подчеркнул, что Совет министров Крыма готов поддержать инициативы педагогической общественности Крыма. «Работники образования внесут свои предложения о том, как должно называться учреждение последипломного педагогического образования. Безусловно, в этом вопросе мнение педагогов будет учтено», — заключил он».
И для этого соберут всех директоров школ АРК и представителей профсоюзов. Ну, а как же иначе: ведь проблема как назвать новый-старый институт — имеет поистине «решающее» и «судьбоносное» значение для реформирования школьной системы. Почувствуйте комизм происходящего. Учителей спросят не о том, как реформировать прогнившую систему, а как назвать тот хомут, который в очередной раз наденут на шею учительства вместо поизносившегося. Ха!
Ха! Ха!
12 февраля Совет министров Крыма принял решение о ликвидации КРИППО и открытии на его базе Центра последипломного педагогического образования. 20 февраля 2013 года Верховная Рада Автономной Республики Крым одобрила ликвидацию КРИППО и создание на его базе Центра последипломного педагогического образования. Такое решение принято на пленарном заседании Верховной Рады АРК. Итак, эпохальные решения приняты!
За работу, товарищи!
«Прошу депутатов поддержать инициативу Министерства образования и науки, молодежи и спорта Крыма и дать согласие на ликвидацию института и создание научно-методического Центра последипломного образования. Наша цель — провести качественную оптимизацию. Мы гарантируем, что центр будет предоставлять более качественные услуги по повышению квалификации наших учителей», — по-пионерски бодро пообещала депутатам министр образования и науки, молодежи и спорта Крыма Наталья Гончарова. «Учреждение ликвидируется с целью повышения эффективности использования кадрового и научного потенциала вуза и рационального использования бюджетных средств», уверяла она депутатов. Ну как тут не вспомнить и не перефразировать басню бессмертного Ивана Андреевича Крылова о музыкантах: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в реформаторы не годитесь!»
Упоминание об «эпохальном» событии по «ликвидации» института в Крыму не стоило бы и выеденного яйца, если бы оно не отражало общую гнетущую ситуацию в системе общего среднего образования, в том числе и с повышением квалификации учителей Украины. Эпизод в Крыму — очередное подтверждение того, что уже давно стало очевидным: реформа нынешней общеобразовательной школы невозможна, потому что околопедагогическое чиновничество, хищно впившись в горло украинскому учительству, не дает ему свободно вздохнуть. Спасти учительство от удушья может лишь общество, но оно само трепыхается в хищных зубах олигархических кланов.
Наиближайшая задача общества — вырваться из этих зубов, но это возможно, к сожалению, только путем революционных потрясений. Ни на какие реформы и самоограничения олигархия не пойдет и добровольно власть не уступит. Олигархическая верхушка имеет достаточно средств, чтобы подкупить значительную часть маргинализованного общества и направить против сторонников кардинальных перемен. Последствия столкновения предсказуемы и оптимизма не внушают.
Тем не менее, кризис нарастает и развязка приближается.
Однако вернемся к заявленной теме статьи.
Золотое правило критики гласит: критикуя, предлагай. Не стану отступать от этого правила.
Министр образования, и прочая, и прочая… Д. Табачник в приказном порядке потребовал от учителей ликвидации их компьютерной безграмотности. Рапортую: «Господин министр!
Ваше приказание исполнено! Эту самую безграмотность ликвидировал. А что изволите приказать дальше-то?
Надо бы эту самую грамотность как-то использовать!?
Смех смехом, но вот тут-то Минобру и карты, т. е. компьютерные технологии, в руки, в том числе и дистанционное обучение. Дистанционное переобучение учителей значительно удешевит процесс повышения квалификации, как для государства, так и для самих учителей, что, по-видимому, в нынешних условиях является решающим фактором. Дистанционное переобучение высвободит массу поистине драгоценного времени у учителей: позволит не отвлекать их от исполнения своих служебных обязанностей в течение учебного года, что постоянно лихорадит школы; устранит жуткую субъективность в процессе аттестации учителей и до предела повысит эффективность и качество процесса повышения квалификации.
Дистанционное обучение может выглядеть так: вместо повсеместно упраздненных т. н. институтов повышения квалификации учителей создается единый мощный центр дистанционного повышения квалификации. В его структуру входит столько подразделений сколько существует квалификационных степеней . На протяжении пяти предаттестационных лет учитель через компьютерную сеть получает соответствующий его квалификации информационный материал и ведет исследовательскую или научно-практическую работу по избранной теме под руководством действительно квалифицированных специалистов.
При этом достигается большая степень дифференциации обучения, о которой и речи не могло идти при прежней системе повышения квалификации.
По итогам работы в межаттестационный период независимая квалификационная комиссия подтверждает или повышает квалификационную категорию учителя. В случае повышения категории этот учитель переводится для обучения в соответствующее отделение. Все это может происходить в автоматическом режиме и анонимно, что исключает многие негативные явления существующей формы аттестации, вызванные невероятной субъективностью этого процесса, освободит творчески работающих учителей от грубого и некомпетентного диктата местных чиновников от образования.
Такая система повышения квалификации позволит не только найти действительно талантливых учителей, но и планомерно и целенаправленно заниматься их селекцией .
Переход на подобную систему повышения квалификации позволит освободиться от псевдокандидатов и докторов наук, которые за всю свою трудовую жизнь не написали ни одной серьезной статьи на педагогические темы и боятся работы непосредственно в школе как черт ладана. Исчезнет и «море» учителей-методистов, которые не создали ни одной дельной инновационной методической разработки. Несколько лет работы такой системы и многое встанет на свои места.
28 февраля 2013 г. Губин Г. А.
Неужели!?