«Невский проспект» Гоголя
Мир — сновидение
В написанной по методике «медленного чтения» статье молодой исследовательницы основное внимание обращено на особенности организации мира «Невского проспекта».
«Герои у Гоголя, как правило, обитают сразу в нескольких измерениях, а значит, в нескольких временах — потому события, произошедшие с двумя приятелями, для них могут занимать больше двух недель, а для нас укладываются в одну таинственную петербургскую ночь. Здесь все как раз по законам сновидения. Гоголевское пространство, опирающееся на многомерную неевклидову геометрию, использует время как дополнительное, четвертое измерение.
И существование Невского проспекта в «сновидческом состоянии» как раз и есть его пребывание в этом «четвертом измерении», позволяющем героям одномоментно действовать и свободно перемещаться в пространстве».
«Герои повести, Пирогов и Пискарев могут быть условно противопоставлены на основании «освещения». Безусловно, ни одного из них нельзя написать одной краской — у Гоголя не может быть примитивного деления на «черное» и «белое», он Художник полутона. Тем не менее, можно обозначить Пирогова как героя «дневного», а Пискарева — как «вечернего». Отметим, что «дневное» здесь не употребляется в значении «положительное», напротив, имеется в виду обыденность, будничность.
Таких, как Пирогов, много, это тип людей, живущих «как все» изо дня в день. Не стоит забывать, что у Гоголя все перевернуто, и «дневное» в любом случае пришлось бы воспринимать «в кавычках». Тогда и «вечернее» означает скорее «неяркое» , «неброское», но одновременно и нечто «загадочное», «необычное», равно как и «робкое», «нерешительное», подобно вечернему освещению».
«Цветосветовое противопоставление Пирогова-Пискарева как типов отражено и в выборе ими предмета обожания: Пирогов выбирает для себя «дневной» тип — блондинку, а Пискарев отдает предпочтение «той, что с темными волосами»».
«Все, что касается Пискарева наяву, кажется кошмаром. С ним появляется и сама тема сна. Тема эта, нарастая, преследует Пискарева, оборачиваясь то полусном-полуявью, то кошмарным видением, то опиумным бредом, и в конце концов, «поглощает» его — смерть метафорически определяется как «вечный сон»».
«Что до истории с Пироговым, то у него все как-то более явно, обыденно и четко «.
«Невский проспект» Гоголя