Независимая литературная премия «Дебют»
Учреждена Международным фондом «Поколение» в 2000 году. Основатель премии — президент Международного фонда «Поколение», депутат Государственной Думы Андрей СКОЧ. Председатель Попечительского совета премии — писатель, драматург, член Общественной палаты РФ ДМИТРИЙ ЛИПСКЕРОВ.
Жюри конкурса на соискание литературной премии «Дебют» 2007 года: Анатолий Приставкин , Максим Амелин, Мария Галина, Андрей Волос, Ольга Кучкина.
Международный фонд «Поколение» представил «длинный список» 2007 года: «Сто лучших молодых авторов: гражданство — русский язык». В лонг-листе 2007 года, помимо регионов Российской Федерации, присутствуют Украина, Латвия, Германия, Израиль, Казахстан, Узбекистан.
В «длинном списке» «Дебюта-2007» насчитывается 105 позиций, но присутствует 100 авторов. Пять авторов вошли в «длинный список» по двум номинациям, из них двое — под собственной фамилией и под псевдонимом.
В 2007 году конкурс на соискание независимой литературной премии «Дебют» был весьма напряженным. Из десятков тысяч работ, поступивших на адрес «Дебюта», к «длинному списку» уверенно подошли более шестисот.
Главным критерием отбора произведений в «длинный список» был достигнутый авторами художественный результат. Также «длинный список» составлялся с учетом основных типов письма, присущих молодой литературе и представленных в конкурсе.
Производственный Роман . Место действия современного производственного романа — не завод, но офис. Герой — не рабочий, а молодой управленец, менеджер, бухгалтер.
Для офисного романа характерно доскональное знание предмета, «замешивание» конфликта на служебных отношениях. Производственный «офисный» роман отражает состояние дел в управленческой, экономической сфере, куда в основном идут работать молодые люди с высшим образованием. Часто такой роман строится по типу журналистского расследования и приближается к документалистике.
Роман -путешествие. Основной сюжет такого романа: молодые россияне едут учиться за границу. Рукописей на эту тему в конкурсе было так много, что они описали, пожалуй, все известные мировые университеты. Тема «наши за границей» в основном решалась как документальная, по типу путеводителя. Были в этом тематическом пласте и детективы, и даже фантасмагории.
В наиболее состоявшихся романах-путешествиях затронуты темы национальной и культурной идентичности, описано погружение молодого человека в чужую культуру и ментальность, личные открытия, которые при этом происходят.
Новая военная проза. Основная тема этой прозы — война в Чечне. Эхом присутствует и война в Афганистане.
Были рассказы о службе на флоте, на границе. Главный конфликт новой военной прозы — как совместить кровавую реальность войны и ценности нового этапа нашей истории, во главе которых — человеческая свобода и индивидуальность. В отличие от Великой Отечественной, нынешний военный конфликт не дает солдату яркой надличностной цели. Поэтому молодой человек, вчерашний призывник, остается один на один с войной. Он вынужден сам искать себе оправдание, когда убивает боевиков, когда рядом гибнут товарищи.
Поиски возможности сохранить в себе человека, выжить не только физически, но и нравственно — в этом пафос новой военной прозы.
Социальная фантастика. Во главу угла молодые фантасты ставят не столько технологические достижения далекого и близкого будущего, сколько гипотетическое устройство общества. В конкурсе преобладали антиутопические рукописи, но были сделаны и попытки написать утопию.
Современная сказка. Опять, как и в прошлом году, не обошлось без клонов Гарри Поттера. Были даже попытки переписать на свой лад последний роман Джоан Роулинг . Ни одна «поттериана» не оказалась достаточно интересной, чтобы претендовать на место в «длинном списке». Зато конкурсный поток выявил потребность писать и читать современные сказки .
Речь идет не о фэнтези с ее традиционными сюжетными ходами и магически-средневековым антуражем, а о городской повести с волшебным сюжетом. В нынешнем году современная сказка проходила по номинации «Фантастика» и отчасти по номинации «Малая проза». Представляется важным в дальнейшем продолжить номинацию «Литература для детей», отсутствующую в этом году.
Каждый конкурс на соискание премии «Дебют» выявляет на карте страны зоны наивысшей литературной активности. По-прежнему устойчивыми темпами растет активность Сибири. По числу присылаемых рукописей Сибирь уже сравнялась с Уралом — традиционно сильным литературным регионом.
Но 2007-й стал в «Дебюте» годом Санкт-Петербурга. Если раньше вторая столица проявляла себя в конкурсном потоке на уровне обычного областного центра, то в этом году она дала число работ немногим меньшее, чем сама Москва. Речь идет не только о количестве, но и о качестве.
В «длинном списке» этого года — десять молодых петербуржцев. У них хорошие шансы выйти в финал и стать лауреатами.
«Короткий список» независимой литературной премии «Дебют» 2007 года будет объявлен в середине ноября.
Торжественная церемония награждения лауреатов независимой литературной премии «Дебют» 2007 года состоится 12 декабря в Москве.
Подробности на сайте
Независимая литературная премия «Дебют»