Николай Федорович Щербина
Николай Федорович Щербина родился 14 декабря 1821 года в деревне Грузко-Еланчинская что под Таганрогом, в семье донского помещика. Бабка будущего поэта по материнской линии была, по собственному признанию, «чистая гречанка», из Греции родом, и мальчик воспитывался под влиянием песен и преданий ее родины. Под руководством матери изучал греческий язы.
Уже в десять лет читал в подлиннике «Илиаду» Гомера, а в тринадцать — написал поэму «Сафо».
Учился Щербина в Таганрогской мужской гимназии, затем — в Харьковском университете, который не смог окончить из-за недостатка средств. Чтобы как-то обеспечить свое существование, молодой поэт был вынужден стать домашним учителем. Восемь лет ездил по Украине, учил детей помещиков, писал стихи.
Щербине было семнадцать лет, когда в журнале «Сын отечества» опубликовали его стихотворение «К морю».
Впоследствии он печатался в «Отечественных записках», «Москвитянине» и харьковском альманахе «Молодик». В 1850 году появился его первый поэтический сборник «Греческие стихотворения». Книга имела большой успех.
Оригинальность и художественное совершенство стихотворений приветствовал критик Дружинин. Поэт переехал в Москву, где стал помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей». В 1854 году Щербина переезжает в Санкт-Петербург; служит чиновником в главном управлении по делам печати.
Чтобы поправить свое материальное положение, он издает «Пчелу» — сборник для народного чтения, одобренный министерством просвещения.
В 1857 году вышли в свет два тома стихотворений Щербины, на которые откликнулся Чернышевский, отметив поэтическое дарование автора и положительно оценив его обращение к современной тематике. В то же время Чернышевский указал на некоторую искусственность древнегреческих образов Щербины. По мнению многих других современников, подражания древним удавались Щербине и были ценимы читателями.
Обращался он и к сатирическому творчеству. Характерны в этом отношении его эпиграммы «Сонник современной русской литературы» и «Альбом ипохондрика», носящие в большей степени антиправительственный характер.
Творчество Николая Щербины во многом перекликается с поэзией Полонского. Щербина недоволен условиями современной ему общественной жизни ; его пленяет красота природы , могущество искусства . Но у Щербины громче, нежели у Полонского, звучит гражданственный протест против засилья зла .
Не принимая окружающей его социальной среды, Щербина противопоставлял ей древнюю Элладу , образ абстрактно понимаемого гармонически развитого человека . Упиваясь красотой древней Греции, поэт не терял веры в то, что для человечества наступит «солнце свободы» в будущие «века золотые» . После 1848 г. поэт постепенно утрачивал свой гражданско-обличительный пафос, уходя в мир иллюзий и «чистого искусства».
В его стихах все отчетливее стали звучать религиозно-примирительные мотивы .
Поэт выражает желание уйти «от борьбы жестокой», от мысли «о всяком зле». Это обусловило его враждебные выпады против прогрессивного искусства, якобы отражающего «вседневность», несущего «клевету на жизнь и дух народа». Скончался Николай Федорович Щербина 22 апреля 1869 года в Санкт-Петербурге.
Николай Федорович Щербина