Николай Михайлович Карамзин
Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии в культурной и родовитой, но небогатой дворянской семье, происходившей по отцовской линии от татарского корня. Свой тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет. Раннее сиротство, одиночество в доме отца укрепили в душе мальчика эти качества: он полюбил деревенское уединение, красоту поволжской природы, рано пристрастился к чтению книг. Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец увез его в Москву и определил в пансион профессора Московского университета И.
М. Шадена, где мальчик получил светское воспитание, изучил в совершенстве европейские языки и слушал лекции в университете. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан с детства.
Дружба с И. И. Дмитриевым, будущим известным поэтом и баснописцем, укрепила в нем интерес к литературе. Впервые Карамзин выступил в печати с переводом идиллии немецкого поэта С. Гесснера в 1783 году.
После смерти отца, в январе 1784 года, Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для молодого дворянина тех лет. Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И. П.
Тургеневым, деятельным масоном, литератором, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н. И. Новикова.
Тургенев берет Карамзина в Москву, и в течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н. И. Новиковым, становится членом «Дружеского ученого общества». Но вскоре, поняв всю суть масонов и «Дружеского ученого общества», Карамзин глубоко разочаровывается в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе. Путешествие Карамзина по Западной Европе, длившееся полтора года, обозначило окончательный разрыв писателя с масонскими увлечениями юности.
Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать «Московский журнал», выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. В нем он напечатал два главных своих произведения — «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза». Начиная с издания «Московского журнала» Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист.
До него решались жить на литературные заработки лишь писатели третьего ряда.
В «Московском журнале» и последующих изданиях Карамзин не только расширял круг читателей хорошей русской книги, но и воспитывал эстетический вкус, готовил культурное общество к восприятию поэзии В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.
Его журнал, его литературные альманахи уже не ограничивались Москвой и Петербургом, а проникали в русскую провинцию. В 1802 году Карамзин приступил к изданию «Вестника Европы» — журнала не только литературного, но и общественно-политического, давшего прообраз так называемым «толстым» русским журналам, просуществовавшим весь XIX век и дожившим до конца века XX. Неоспоримы заслуги Карамзина в формировании русского литературного языка.
Пытаясь сблизить его с разговорной речью дворянского общества, Карамзин решительно отказался от теории трех штилей Ломоносова, от неумеренного использования церковнославянизмов. После петровских преобразований в России возник разрыв между духовными запросами просвещенного общества и семантическим строем русского языка.
Все образованные люди вынуждены были говорить по-французски, ибо в русском языке не существовало слов и понятий для выражения многих мыслей и чувств. Приведение лексического состава русского языка в соответствие с западно-европейскими идеями было тогда задачей общенациональной значимости. Перед Карамзиным возникла прежде всего проблема расширения словарного состава литературного языка, которую он успешно разрешал тремя путями: 1. Обладая незаурядными стилистическим чутьем, Карамзин ввел в русский язык такие варваризмы , которые органически прижились в нем: «цивилизация», «эпоха», «момент», «катастрофа», «серьезный», «эстетический», «моральный», «тротуар» и многие другие.
2. Многие русские слова и понятия Карамзин создавал из русских корней по образцу иностранных: «in-flu-ence» — «в-лияние»; «de-voluppe-ment» — «раз-ви-тие» и т. д.
3. Наконец, Карамзин изобрел слова-неологизмы по аналогии со словами французского языка: «промышленность», «будущность», «потребность», «общеполезный», «усовершенствованный» и др. Глубоко реформировал Карамзин и сам строй русской литературной речи. Он решительно отказался от тяжелой и несоответствующей духу русского языка немецко-латинской синтаксической конструкции, введенной Ломоносовым.
Вместо длинных и неудобных периодов Карамзин стал писать ясными и краткими фразами, используя как образец легкую, изящную и логически стройную французскую прозу. Карамзин приблизил литературный язык к разговорному, но это была разговорная речь дворянской интеллигенции. Начало XIX века в истории русской литературы было отмечено спорами о языке, очень важными тогда, потому что именно в этот период завершалось создание русского литературного языка и возникновение зрелой отечественной литературы нового времени.
Это был спор «архаистов» и «новаторов» — «шишковистов» с «карамзинистами». В лице адмирала и русского патриота А.
С. Шишкова Карамзин встретился с сильным и благородным противником. В 1803 году Шишков выступил с «Рассуждением о старом и новом слоге российского языка», в 1804 году добавил «Прибавление» к этому сочинению, а затем опубликовал «Рассуждение о красноречии св. Писания и о том, в чем состоит богатство, обилие, красота и сила российского языка» и «Разговоры о словесности между двумя лицами…
» . Шишкову казалось, что реформа языка, осуществленная Карамзиным, — дело антипатриотическое и даже антирелигиозное. Шишков утверждал, что «новшества» Карамзина «исказили» благородную и величественную простоту русского языка. В 1806 году Шишков вместе с Г.
Р. Державиным основали литературное общество «Беседа любителей российского слова» с уставом и своим журналом. К этому обществу примкнули П. А.
Катенин, И. А. Крылов; позднее В. К. Кюхельбекер и А.
С. Грибоедов. Один из активных участников «Беседы…» плодовитый драматург А.
А. Шаховский в комедии «Новый Стерн» высмеял Карамзина, а в комедии «Липецкие воды» в лице «балладника» Фиалкина вывел карикатурный образ В. А. Жуковского. В ответ на эти комедии Пушкин и Батюшков организовали кружок «Общество безвестных арзамасских литераторов» , к которому примкнули Жуковский и Карамзин.
Участники кружка разделяли тревогу Карамзина о состоянии русского языка, нашедшую отражение в его статье 1802 года «О любви к отечеству и народной гордости». В своем литературном творчестве «арзамасцы» стремились привить национальному языку и сознанию европейскую культуру мышления, искали средства выражения на родном языке «тонких» идей и чувствований. Сам Карамзин в этих спорах не участвовал, а к Шишкову относился с уважением, не питая на его критику никакой обиды.
В 1803 году он приступил к главному делу своей жизни — созданию «Истории государства Российского». Замысел этого капитального труда возник у Карамзина давно . В 1802 году Карамзин стал издавать «Вестник Европы». Близкий знакомый Карамзина, товарищ министра просвещения М. Н.
Муравьев, обратился к Александру I с ходатойством о помощи писателю в осуществлении его замысла. В именном указе от 31 декабря 1803 года Карамзин был утвержден в качестве придворного историографа с ежегодным пенсионом в 2 тысячи рублей. Так начался двадцатидвухлетний период жизни Карамзина, связанный с капитальным трудом создания «Истории государства Российского».
«Историю государства Российского» Карамзин начал писать в Москве и в подмосковной усадьбе Олсуфьево. В 1816 году он переехал в Петербург: начались хлопоты по изданию завершенных восьми томов «Истории… «. Карамзин стал человеком, близким ко двору, лично общался с Александром I и членами царской семьи.
В 1818 году восемь томов «Истории…
» вышли в свет, в 1821 году был опубликован девятый, в 1824 году — десятый и одиннадцатый тома. Карамзин ушел из жизни 3 июня 1826 года, работая над двенадцатым томом «Истории… «, где он должен был рассказать о народном ополчении Минина и Пожарского, освободившем Москву и прекратившем «Смуту» в нашем Отечестве.
Николай Михайлович Карамзин