Никто не любит войну — По рассказу «Судьба человека»
«Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать. Идти на смерть… Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать». К. Симонов. Никто не любит войну. Но в течение тысячелетий люди страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам — все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкивалась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и старались сохранить, и во время этого противостояния каждый должен был показать все, на что способен. Примеров геройства, мужества, стойкости и храбрости в русской истории достаточно. Это и нашествие татаро-монголов, когда русским приходилось, не щадя себя, сражаться за каждый клочок родной земли, когда их многомиллионная армия вынуждена была неделями брать города, защищающихся одними-двумя сотнями героев. Или во время нашествия Наполеона, прекрасно описанного Толстым в «Войне и мире», мы встречаем безграничную силу, мужество и единение русских людей.
Героем был и каждый отдельный человек, и весь народ. Чем больше становилось население земли, тем больше ненависти собиралось в сердцах, тем злее становились войны. С развитием науки совершенствовалась и военная техника, военное искусство. Все меньше зависело от каждого отдельного человека, все решалось в битвах огромных армий и техники. И все же люди оставались определяющим фактором. От поведения каждого зависела боеспособность рот, полков, армий. На войне нет сверхгероев. Герои все. Каждый делает свой собственный подвиг: кто рвется в бой, под пули, другие, внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на заводах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба отдельного человека особенно важна для писателей и поэтов. О прекрасном человеке поведал нам Михаил Шолохов. Многое испытал герой и доказал, какой силой может обладать русский человек.
До войны жил он обычной, неприметной жизнью. Работал «в артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Нашел себе хорошую, добрую, любящую жену. Родились у них дети, пошли в школу. Все было спокойно, тихо, гладко. И стал человек подумывать о счастливой старости. «А тут вот она, война». Все надежды перечеркивает и заставляет расстаться с домом. Но долг перед Родиной и перед самим собой заставляет Соколова смело идти на встречу с врагом. Ужасные мучения испытывает любой человек, отрываясь от любимой семьи, и только по-настоящему мужественные люди могут идти на смерть не только ради своего дома и родных, но и ради жизни и спокойствия других людей.
Но воевать не так просто, как кажется. Во время боя трудно соблюдать порядок и ясность. Где враг, где свои, куда идти, в кого стрелять — все перемешивается. Так и Соколов в хаосе войны был контужен и попал в плен. «Пришел в себя, а встать на ноги не могу: голова у меня дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темно…». Тут его фашисты и взяли. И здесь, в плену, начинаются страшные испытания. Люди отрезаны от Родины, шансов на выживание нет, а еще издевательства и пытки. «Били за то, что ты — русский, за то, что на белый свет еще смотришь…». Кормили плохо: вода, баланда, иногда хлеб. А работать заставляли с утра до вечера.
Но быть в плену — это не значит быть бесполезным стране. Это не предательство, не слабость. Даже в плену есть место подвигу. Нельзя падать духом, надо верить в победу, верить в свои силы и не терять надежды на спасение. Несмотря на то, что человека лишили погон, оружия, он все равно должен оставаться солдатом, до конца быть верным своей Родине. Вот почему Соколов не может принять предательства Крижнева. Этот мерзкий и низкий человек готов выдать друзей ради своей жизни. «Своя рубашка к телу ближе», — говорит эта незначительность. И поэтому, выполняя свой солдатский долг, Соколов своими руками задушил предателя и не испытал при этом ни жалости, ни стыда, а лишь отвращение: «… как будто я не человека, а какого гада ползучего душил…». Много еще пришлось Соколову увидеть и испытать в плену. Гоняли их по всей Германии, унижали, заставляли гнуть спину. И не раз смерть проходила рядом. Но самое, самое острое испытание случилось с Соколовым при встрече с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти нависла над ним. Именно здесь решалась судьба Соколова как солдата, как настоящего сына Родины. Ведь умереть достойно тоже надо уметь! Не пойти на поводу коменданта и сохранить человеческое достоинство до конца смог Соколов. Не спасовал перед властью, а, наоборот, показал себя достойно. И непреклонной волей Соколов отвоевал у судьбы право на жизнь. И даже немецкий офицер признал в Соколове личность, а не раба, который безответно идет на смерть.
С этого момента Соколову стало легче. Он даже устроился работать шофером. Россияне наступали и были уже близко. С необычайной силой возросла в Соколове тяга к Родине. И страх, и чувство опасности отступили на второй план, рискуя жизнью — всем, что у него осталось, — Соколов прорывается через линию фронта.
Трудной, страшной была судьба Соколова. Он потерял близких, родных. Но важно было не сломаться, а выстоять и остаться солдатом и человеком до конца: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести…». И главный подвиг Соколова в том, что он не очерствел душой, не обозлился на весь свет, а остался способным любить. И Соколов нашел себе «сына», того же человека, которому он отдаст всю свою судьбу, жизнь, любовь, силы. С ним будет и в радости и в горе. Но ничто не сотрет из памяти Соколова этот ужас войны, его понесут с собой «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные смертной тоской, что в них трудно смотреть». Соколов жил не ради себя, не ради славы и почестей, а ради жизни других людей. Велик его подвиг! Подвиг во имя жизни!
Никто не любит войну — По рассказу «Судьба человека»