НОРА ХЕЛЬМЕР — ЛИЧНОСТЬ ИЛИ «КУКЛА»?
Сочинение на тему «реалистической драмы» Г. Ибсена «Кукольный дом». Еще во время жизни драматурга пьесы Генрика Ибсена были признанные новаторскими, а их автора называли творцом настоящей реалистической драмы, которая в своей основе всегда трагическая. Ибсен, создавая аналитическую драму, раскрывает глубинную трагичность и жестокость действительности, скрытую под внешним благополучием, а также способность волевого человека противостоять обстоятельствам. В драмах Ибсена перед читателем и зрителем возникают не исключительные люди и события и не те персонажи, которые выступают «рупором идеи автора», а обычные люди со своими проблемами и страстями, достоинствами и недостатками, которые живут в характерных для своей эпохи условиях. Именно благодаря этому драматургия Ибсена имела такой отголосок как в Норвегии, так и во всем мире.
В пьесе «Кукольный дом», написан 1879 года, происходит полный переход драматурга к новой, реалистической драмы. Эта пьеса была воспринята, прежде всего, как произведение, написанное на защиту женской эмансипации. Но для самого Ибсена суть его пьесы заключается не только в этом: в «Кукольном доме» поднимает центральный для него вопрос об освобождении человека вообще, о создании личности. На первый взгляд, Нора, героиня «Кукольного дома», — лишь куколка, жизнерадостная хозяйка тихого и опрятного домика, который напоминает кукольный. Мужчина Нори, Торвальд Хельмер, воспринимает ее не как равную себе личность, а как игрушку-«жаворонка», «куколку». За восемь лет, прожитых вместе, Торвальд ни разу не говорил с Норою серьезно. Показательным есть также эпизод, когда он ведет Нору из маскарада сразу после тарантеллы, чтобы «сохранить эффект», созданный ею. Главное для Торвальда — чтобы Нора «играла» по его правилам. Нора не воспитывает детей, а играет с ними, будто продолжая играться куклами; она окружена почти игрушечными предметами (не случайно в первом действии пьесы Нора украшает рождественскую елку). Но за этим внешним благополучием и беззаботностью приоткрывается другая глубинная сторона жизни Нори и необыкновенные черты ее личности. Героиня пьесы оказывается не такой простоя и поверхностной, как могло бы сдаться сначала; она знает, что жизнь составляется не только из радости. Она может быть и взрослой и серьезной, тайно работать, чтобы возвратить деньги, от которых когда-то зависела жизни мужчины. Нора много делает для того, чтобы ее семья была по-настоящему счастливой, а дом — уютным. Когда на прошлое Рождество в семьи Хельмеров не было денег на праздничные украшения для ели, Нора почти месяц самая делала украшения, чтобы утешить мужчины и детей. Ради выплаты долга, эта молодая, красивая и жизнерадостная женщина должна постоянно экономить, во многом себе отвечать отказом.
Сила характера Нори раскрывается в эпизоде, когда она танцует тарантеллу, знавая, что в почтовом ящике лежит письмо Крогстада к ее мужчине. Конечно, Нора очень неопытная в тех делах, которые касаются денег и законов общества: она говорит своей подруге Фру Линни, что даже не знает, какую часть долга уже выплатила Крогстаду. И в мире, где орудуют такие дельцы, как Крогстад, ей придется очень нелегко. Но о том, что она — личность, говорит уже то, что она решилась на свои поступки. Нора сознает, что всегда была игрушкой в чужих руках. Но быть веселой и развлекать кого-то — это не означает быть счастливой. Чтобы воспитать в себе действительно свободный человека, который уважает себя, ей нужно снять маску «куклы», стать самостоятельной, и для этого она решает пойти из дома Хельмера. События, изображенные в драме, не делают Нору другой, а лишь обнаруживают скрытые прежде черты ее характера и принуждают по-новому посмотреть на свое место в семье и на самую себя. Нора — настоящая сильная личность, которая бескомпромиссно борется за свою свободу. Тому финал пьесы остается открытым — Нора еще не победила, но победа уже близкая. Возможно, произойдет «чудо», и Торвальд сможет внутренне измениться, возвратить Нору и создать с ней настоящий — не «кукольный» дом.
Г. Ибсен стал для своих современников властителем мыслей, создав проблемный театр, в котором прошли проверку почти все идеи и темы ХІХ столетия. Славный реформатор театра впервые ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в ней объединяются трагедия и комедия. Это объединение предоставляет произведению Ибсена «Кукольный дом» такого странного оттенка, что эта пьеса поражает не одного ее читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, через которую, возможно, разбилась не одна мечта и разрушилось не одно жизнь. В центре пьесы — трагедия семьи. Они прожили вместе восемь лет, в них трое детей, уютный дом, в котором властвует благосостояние. Нора горячо отдана своему мужчине и детям. Чего, казалось бы, еще нужно для счастья этой семьи?
Но это на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесе сердцем, то увидим с самого начала произведения уместно подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: «Между печкой и дверями столик. Скатерка с фарфоровыми и другими пустячками, книжный шкафчик с книгами в роскошных обложках». Частое использование ласковой формы заставляет задуматься: не добрая жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора из детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами — там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была самая Нора, сначала для своего отца, а потом для Торвальда. Такими куклами стали ее деть, с которыми теперь играется самая Нора. Торвальд также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как самодовлеющую личность, а как неотъемлемую составную его спокойной семейной жизнь. Для него она была его «куколкой», «білочкою», «пташечкою», но ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играются в брак, в благосостояние, у любовь, и даже в человеческое достоинство и честь. Здесь ничего нет настоящего. Это дом кукол.
Нора, одолжив деньги и припрятав это от вСех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом. Но все это ради любви. Но наступает прозрение. И Нора хочет снять маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме, и идет, чтобы отыскать себя как человека. «Я думаю, что прежде всего я человек, равно как и ты — или по крайней мере должна стать человеком». Так как только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.
Итак, в произведении «Кукольный дом» — изображенный весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Эта проблема и скрыта в самом названии произведения.
НОРА ХЕЛЬМЕР — ЛИЧНОСТЬ ИЛИ «КУКЛА»?