Новаторство Бехера в жанре сонета
Еще ярче новаторство Бехера проявилось в жанре сонета. На этом примере особенно хорошо видно, как умел Бехер обновить жанр, считавшийся устаревшим и непригодным для современной революционной поэзии. Если традиционный немецкий сонет замыкался часто в кругу сугубо личных раздумий и переживаний поэта, и Бехер значительно расширил горизонт этого жанра. Кроме произведений с традиционной тематикой он создал замечательные патриотические, политические сонеты, циклы сонетов-пейзажей и картин городской жизни, сонетов-портретов гениальных художников, мыслителей и революционеров современности и прошлых веков, даже сонеты полемические и сатирические. По существу, в этой, казалось бы, узкой, «камерной» форме Бехер смог раскрыть весь многогранный мир своего лирического героя — антифашиста-изгнанника.
Но Бехер обогатил сонетную традицию не только с точки зрения содержания. Многообразие идей и тем требовало нового подхода к форме сонета, и Бехер оказался на высоте этих требований. Под его пером традиционная, застывшая форма сонета стала удивительно гибкой и динамичной. Стремясь достичь свободного развития темы, естественного движения поэтической речи, Бехер использовал самые различные варианты рифмовки, строфики и композиционной организации сонета. А после возвращения в Германию в работе «Философия сонета, или малое наставление по сонету» он теоретически обосновал свой новаторский подход к этому жанру.
Представление о сонете как об «основной форме поэзии» стало складываться у Бехера уже в годы эмиграции. и затем было высказано в этой работе. Само по себе это утверждение едва ли верно, но оно дает ключ к пониманию своеобразия стиля зрелого Бехера. Увлечение сонетом все сильнее накладывало заметный отпечаток на общий стиль его поэзии периода эмиграции. С этим связан лаконизм, самый жесткий отбор характерных деталей, тропов, четкость композиционного членения и. стремление к обобщенному, концентрированному выражению мыслей и чувств, строгость и точность, простота и ясность поэтической речи Бехера. Если в период экспрессионизма эмоциональная стихия захлестывала и разрушала структуру стиха Бехера, а в середине 20-х годов господствовал односторонне рационалистический подход, то теперь поэту удается добиться синтеза этих дпух начал в своем стихе, гармонического единства формы и содержания.
В книге «Прощание. Первая часть немецкой трагедии» (1940) Бехер впервые обращается к жанру воспитательного романа, в Германии в течение нескольких веков.
Бехер создавал «Прощание», опираясь на факты своей собственной биографии, но эти факты были отобраны и освещены так, чтобы перед читателем раскрылись сложные пути немецкой интеллигенции п типичные моменты в эволюции передовых ее представителей. Герой романа Ганс Гастль очень откровенно повествует о своих стремлениях, исканиях и заблуждениях, не скрывая ни своих слабостей, пи постыдных поступков. Эта честная, мужественная исповедь без самобичевания — важнейший прием характеристики героя. Она помогает Бехеру раскрыть тему «Прощания» не только как расчет с прошлым в окружающем мире; он мастерски изображает ту сложную духовную борьбу, в которой формируется личность и передовое мировоззрение Ганса Гастля.
Изображая духовное развитие своего героя, Бехер довольно часто прибегает к приемам символического сна, гротескно-фантастического видения или развернутой моральной аллегории — в этом сказывается некоторое влияние поэтики экспрессионизма. Но эти художественные средства переосмысляются Бехером в реалистическом духе. Он выразительно раскрывает, как сложно отражается мир в сознании Ганса, как возникает то душевное смятение, которое приводит его то к мыслям о самоубийстве, то к истеричному богемному протесту. Вместе с тем использование этих приемов позволяет писателю на примере Ганса убедительно показать, как и под влиянием каких причин складывается то художественное видение, которое было характерно для экспрессионизма. Описывая жизнь мюнхенской богемы, Бехер дает волю своей иронии, высмеивая «свободные» нравы декадентов, их взгляды на искусство и планы преобразования общества. А когда возникает угроза войны, мюнхенская богема на глазах Ганса превращается в скопище оголтелых шовинистов, буржуазных «гуннов», которых он так ненавидел и презирал.
«Первая часть немецкой трагедии» состояла в том, что реакционным силам удалось вовлечь немецкий народ в захватническую войну, в которой погибли миллионы людей. В конце романа Ганс Гастль разрывает со своим отцом, со своим классом и решительно вступает в новую «стойкую жизнь», чтобы бороться с империалистической войной.
Бехера потрясло вероломное нападение гитлеровских полчищ на Советский Союз, ставший его второй родиной. В этот момент снова и особенно ярко проявилось то, как нерасторжимо слиты были в его сознании и творчестве патриотические чувства и глубокий интернационализм. Он считал, что Отечественная война советского народа является одновременно и войной всех немецких патриотов против гитлеровцев, поработивших Германию. В годы войны вся литературная и политическая деятельность Бехера была подчинена единой цели — достижению победы над фашистскими захватчиками. Бехер выступал по радио с обращениями к немецкому населению и наряду с художественными произведениями писал статьи для фронтовых газет и листовки для немецких солдат. Он стремился показать, что война против СССР выгодна лишь верхам гитлеровской партии, банкирам и плутократам, а немецкому народу она несет горе и страдания («Образ немецкой матери», «От имени мальчика»). Бехер резко осуждал гитлеровскую клику («Волки», «Портрет фюрера», «Баллада о горе лжи») и призывал немцев к сопротивлению («Край родной, Германия моя»).
Новаторство Бехера в жанре сонета