Новаторство драматургии Чехова
Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. В 1876 году отец Чехова разорился и переехал с семьей в Москву. Антон остался один в Таганроге. Он учился в гимназии, зарабатывал на жизнь частными уроками. Писательский талант проявился у Чехова рано, еще в гимназии. Девятнадцати лет Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет окончил его и получил звание врача. Еще студентом писатель начинает сотрудничать в юмористических изданиях «Стрекоза», «Осколки», «Будильник». Своими маленькими рассказами писатель быстро приобрел известность. Эти произведения печатаются под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими — известно всего свыше чеховских псевдонимов.
Уже в первые годы литературной деятельности произведения Чехова заставляли читателей серьезно задуматься над прочитанным, учили видеть под маской смешного — печальное или социально опасное («Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев»).
В апреле 1890 года А. П. Чехов отправляется в длительное и тяжелое путешествие на остров Сахалин с целью понять народ и его заботы, его стремления. На обратном пути Чехов побывал в Индии, Сингапуре, на Цейлоне, в Порт-Саиде, Константинополе. Впечатления от поездки были богатыми, сложными и противоречивыми. В 90-е годы Чехов уже стал писателем с европейской известностью. В это время он печатает такие шедевры, как «Палата №6», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой» и другие. Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым в эти годы, — это жизнь обыкновенных людей, современников писателя. Чехов пишет об иллюзиях, заблуждениях, о ложных представлениях судьбы, выбранной героями. Автор не предлагает читателю никаких утешений, спасительных рецептов, счастливых развязок. Ни культура, ни интеллигентность не служат в художественном мире
Чехова спасением или окончательным прибежищем героя; ни работа, ни влюбленность, ни презрение к обстоятельствам не смогли противостоять превращению героев произведений в тех же «ионычей». Но М. Горький писал, что «страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете», но что может быть и хорошо, может быть и желательно». А. П. Чехов выступил подлинным реформатором театра. Его пьесы «Чайка» (1895) ( «Чайка»), «Дядя Ваня» (1896) ( «Дядя Ваня»), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903) открыли новую эпоху в истории драмы и оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии XX века. В этих пьесах Чехова нашли воплощение уже сложившиеся драматургические принципы.
В «Чайке» персонажи, казалось бы полярно разведенные в своем отношении к любви и искусству, на самом деле обнаруживают скрытую общность. Поэтому авторское представление о жизни раскрывает не один центральный герой пьесы, а все действующие лица. ( «Чайка»). Внешним сюжетом пьесы «Вишневый сад» служит продажа за долги имения Раневской. Ситуация из жизни отдельных людей соотнесена с ситуацией в жизни. Гибнущий сад и незамеченная любовь — две сквозные, внутренне связанные темы — придают пьесе грустно-поэтический характер («Вишневый сад»).
Пьеса «Вишневый сад» была последней в жизни А. П. Чехова. Весной 1904 года здоровье его резко ухудшилось, и по совету врачей Чехов отправился на лечение в немецкий курортный городок Баденвейлер. Там он и скончался. Интерес к творчеству Чехова неуклонно растет не только в нашей стране, но и за рубежом. В настоящее время имя А. П. Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе, а пьесы великого драматурга идут на сценах всех континентов, прочно став неотъемлемой частью духовной культуры всего человечества.
Новаторство драматургии Чехова