Новеллы — лучшая часть творчества Мопассана
До 30 лет Мопассан был простым чиновником. Он писал, но не печатал свои произведения, считая их недостаточно совершенными. В 1880 году он опубликовал новеллу, принесшую ему большую славу, — «Пышку». И с тех пор он очень много и очень успешно писал и публиковал романы и новеллы. В личной жизни Мопассан был типичным дон жуаном, коллекционировал любовниц, и это отразилось в его творчестве. Но веселый образ жизни продолжался недолго, его стали преследовать болезни и не только венерические, он стал слепнуть и сходить с ума. С 1891 года он не в состоянии писать, в 1892 году он в приступе безумия совершает попытку самоубийства, в 1893-ем — умер в сумасшедшем доме.
Мопассан — один из самых ярких, талантливых французских писателей, прекрасный стилист, как и Флобер, стремившийся к художественному совершенству, выразительности и в то же время простоте и точности стиля.
Так же он — один из самых ярких представителей неклассического мировоззрения в литературе. В 1894 году Лев Толстой, один самых ярких представителей мировоззрения классического, написал статью «Предисловие к сочинениям Ги де Мопассана». Признав настоящий талант французского писателя, Толстой обвинил его в безнравственности. Мопассан «любил и изображал то, чего не надо было любить и изображать», а именно то, как женщины соблазняют мужчин, а мужчины — женщин. Действительно, никто так много, откровенно и целенаправленно в 19 веке не описывал и не воспевал радость физической любви, наслаждение само по себе. Мопассан умел это делать ярко, увлекательно, эротично. Он оправдывал и воспевал жуткую для Толстого вещь — прелюбодеяние. А, может быть, просто констатировал очевидный факт — довольно часто семейные узы мешают людям быть счастливыми.
Вторая важнейшая черта неклассического мировоззрения — глубочайший пессимизм, восприятие жизни как страшного Хаоса.
Новеллы о любви, о настоящем высоком чувстве, без реализации которого нельзя сказать, что человек испытал истинное счастье. Мопассан подспудно, скрыто утверждает, что мало просто любить (хотя это само по себе уже прекрасно), нужно обязательно стремиться жить с тем, кого любишь — реализовать свою любовь.
Лучшая новелла этой группы, может быть, лучшая новелла Мопассана — «Лунный свет» (семинар). Прекрасны новеллы «Жюли Ромэн», «Прощай!». «Наши письма»: женщина никогда не уничтожит письма, в которых ей объяснялись в любви. «Наши любовные письма — это наше право на красоту, грацию, обаяние, это наша интимная женская гордость».
В новелле «Счастье» описана счастливая жизнь женщины, дочери богача, которая в юности сбежала из дому с простым солдатом, потом стала обычной крестьянской женой, вынесла всю тяжесть крестьянской жизни, но прожила жизнь с любимым человеком. В новелле «Буатель» родители не разрешили парню жениться на негритянке, а он по-настоящему любил почему-то только ее, только при виде ее у него сладко замирало сердце. Потом у него с другой женщиной родилось 14 детей, но настоящего счастья он не знал. «Сожаление»: пожилой одинокий мужчина, вспоминая свою бессмысленно прожитую жизнь, сожалеет о том, что не решился вступить в любовную связь с женой своего друга, которую любил больше всего на свете. Он вдруг вспомнил, как однажды на прогулке они остались одни, и она стала себя как-то странно вести, а он не понял, на что она ему тогда намекала, а понял это только сейчас, много лет спустя, так бывает в жизни. И он понял, что упустил свой единственный шанс стать счастливым.
Отдельный подвид новелл о любви — о несчастных, некрасивых, незаметных женщинах, тем не менее, способных на глубокую любовь. Потрясающая история рассказана в новелле «Мисс Гариетт». Также неплоха новелла «Мадемуазель Перль» (семинар).
Новеллы о несправедливости, ужасе и абсурде жизни, таких новелл у Мопассана подавляющее большинство, из чего мы делаем вывод, что он был пессимистом. Множество новелл о жесткости, черствости, жадности людей. Такова прославленная «Пышка», замечательно описывающая время Франко-прусской войны (семинар).
«Крестины» — крестьяне пошли крестить ребенка, по дороге зашли в кабак, напились, уронили ребенка в снег, и он умер. «Нищий»: нищий калека умер от того, что его отказывались кормить и впускать на ночлег.
«Муарон» — у учителя умерли жена и трое детей, он возненавидел Бога, жизнь, людей, стал мстить, убивать своих учеников, подсыпая им в еду толченого стекла. Он считал, что жизнь — это кошмар, Бог — жесток, он любит убивать разными способами. И Муарон стал убивать в ответ. Яркие новеллы этой группы: «Драгоценности», «Шкаф». «Ожерелье» (семинар), «Маленькая Рок», «Кружку пива, гарсон!».
Потрясающая новелла «Одиночество» — это крик ужаса главного героя, вдруг открывшего, что каждый человек всегда одинок, преграду непонимания между людьми преодолеть невозможно. До конца тебя никто не поймет — ни мать, ни жена, ни друг, никто — по большому счету каждый человек всегда одинок. На эту новеллу Мопассана очень похожа замечательный, но неизвестный рассказ Чехова «Страх», когда героя вдруг охватывает страх перед жизнью, которую он не может понять и начинает ее боятся. Он страстно влюблен в свою жену, мать его двоих детей, но точно знает, что она его никогда не любила и живет с ним из милости. Это ужасно.
Несколько новелл очень впечатляюще описывает различные случаи безумия. Наиболее известна большая новелла или даже повесть «Орля». Героя охватывает странный необъяснимый страх, он чувствует, что попал во власть к некоему невидимому, но всесильному внеземному, инопланетному существу Орля, которое питается его жизненными силами. Однажды он проснулся утром и обнаружил, что стакан, который был вечером полным, пуст и так несколько раз. Он сходит с ума уверенный, что скоро эти существа захватят землю полностью. Такого же рода новеллы «Он?», «Ночь», «Сумасшедший?» и т. д.
Оптимистические — все остальные рассказы на самые разные темы, которые заканчиваются хорошо, их меньше, но они есть. Лучшие среди них — «Папа Симона», «Идиллия», «Парижское приключение», «Завещание».
Новеллы — лучшая часть творчества Мопассана