Новое поколение писателей Тема войны и фашизма
Большинство молодых писателей обращалось в своем творчестве к теме демократического строительства, поскольку в нем они видели реальную альтернативу прошлому. Однако уже в середине 50-х годов ремилитаризация Германии и ее вступление в НАТО потребовали вернуться к темам фашизма и войны.
Первые повести и романы, посвященные войне, были написаны с последовательных антифашистских позиций и не скрывали своих побудительных мотивов. Определяющими для этих литературных произведений были страстная полемика против восхваления войны и затушевывания ее социальных и политических причин, а также предостережение от возрождения фашистской идеологии, приукрашенной демократической фразеологией.
Такие литературные произведения, как рассказ Ганса Пфейфера «Пещера в Бабьем яре» (1957), рассказы Карла Мундштока (род. в 1915 году) «До последнего солдата» (1956), «Солнце в полуночи» (1959) и «Час Дитриха Конради» (1958) или роман Эгона Гюнтера (род. в 1927 году) «Критская война» (1957), рисовали в остросюжетном и напряженном повествовании деформацию человеческой личности и непримиримые противоречия между жестокой реальностью и фашистскими псевдоидеалами.
1945 год, ознаменовавший собою исторический перелом в обществе и переломы в индивидуальных судьбах людей, война, процесс внутренних перемен в человеке — таковы были главные мотивы романа «Ложь» (1956) Герберта Отто (род. в 1925 г.) и других, обращавшихся к этой теме вплоть до 60-х годов.
Эти книги запечатлели события новейшей немецкой истории, удостоверяя выбор социалистических позиций. Взаимодействуя с целым ансамблем персонажей, отражающим все многообразие социальных и политических различий в обществе, главный герой романа, освобождаясь от ошибок и заблуждений, проделывал тот путь, который шел параллельно с объективным движением истории и характеризовал это движение.
В основу подобных сюжетных линий ложилась объективная обусловленность судьбы отдельного человека исторической судьбой всего общества, поэтому не случайна их перекличка с тем художественным и идейным замыслом, который осуществлялся, например, в пьесе Бехера «Зимняя битва» или романе Бодо Узе «Лейтенант Бертрам».
Такие сюжетные линии были характерны для многих романов, которые появились в конце 50-х — начале 60-х годов, повествуя о становлении человеческой личности. Одним из наиболее показательных в этом отношении произведений стал роман в двух частях Дитера Нолля (род. в 1927 г.) «Приключения Вернера Хольта» (1960-1963).
Дитер Нолль задумал создать образ героя, «целиком определенного своей классовой принадлежностью, а именно своей отчетливой мелкобуржуазностью», становление которого было бы «максимально однозначным по своей направленности и максимально сложным по самому процессу» 56. На этой основе возникла проникнутая событийной динамикой картина духовного перерождения того поколения, которое было обмануто фашизмом. Отказ от прежних заблуждений становится в романе Нолля отправной точкой для обретения новых жизненных позиций и перехода к активному участию в демократическом строительстве. На примере ряда персонажей романа, различных по своим социальным и политическим характеристикам, Нолль показывает возможные, порою резко противоположные варианты личного выбора в условиях исторически переломных событий. Во второй части романа, рисующей неодинаковые по своей сложности пути становления личности уже в период
Новой эпохи в жизни общества, досто-.
Верная событийность нередко уступает место словесным прениям, и это позволяет делать вывод, что освоение новых и более комплексных проблем меньше удается прозе, главными элементами которой служат социальная репрезентативность и сюжетная динамичность.
О многообразии социальных и личных моментов, сопутствующих решающему выбору, который заставляет сделать время, повествуют также романы Юргена Бринкмана (род. в 1934 году) «Франк Мелентин» (1966), Йоахима Кнаппе (род. в 1929 году) «Моя безымянная земля» (1965), Йоахима Воль-гемута (род. в 1932 году) «Эгон и восьмое чудо света» (1962, телеэкранизация в 1964 году). Некоторые из этих книг, в том числе романы Гюнтера Хофе (род. в 1914 году) «Красный снег» (1962), «Спасибо, друг» (1970) и «Заключительный аккорд» (1974), соединяя в себе приверженность к факту с художественным вымыслом, напоминают антивоенные романы о первой мировой войне. Автобиографическая литература, начиная с книги Рудольфа Петерсхагена (1901-1969) «Совесть пробуждается» (1957), обнаруживает тяготение к анализу событий недавнего прошлого с личных позиций.
Интересным художественным экспериментом стал роман Макса Вальтера Шульца (род. в 1921 году) «Мы не пыль на ветру» (1962).
Главный герой романа — солдат Руди Хагедорн, парень из рабочей семьи. В последние недели войны он чувствует себя обманутым в своей вере в «отчизну» и «гуманность», а кроме того, он тяжело переживает то, что его предал давнишний друг — врач Залигер, с которым он вместе учился в гимназии. В то время как Залигер, капитан фашистского вермахта, доносит эсэсовцам на подпольщиков-антифашистов, Руди Хагедорн решает по-своему закончить войну. Постепенно в Хагедорне зреет мужественная готовность начать все сначала, в чем ему помогают прежде всего простые люди труда, налаживающие мирную жизнь. Но и философские и политические споры, услышанные Руди
Хагедорном в доме девушки, которую он любил ему разобраться в происшедших событиях.
Шульц самым тесным образом связывает личные судьбы своих героев с основными философскими и миров юности, также помогают
Воззренческими линиями немецкой истории, с традициями гуманистического воспитания. Основное внимание он уделяет критике «немецкой самоуглубленности», выявившемуся бессилию буржуазно-гуманистических идей.
Если война и фашизм послужили основными темами перечисленных произведений, то в других книгах наметилась тенденция к охвату рамками биографического романа более широкой панорамы прошлого. Весьма характерной в этом отношении оказалась тетралогия Герберта Иобста (род. в 1915 г.) «Драматический жизненный путь Адама Пробста» («Подкидыш», 1957; «Воспитанник», 1959; «Бродяга», 1963). Последняя часть тетралогии («Искатели счастья», 1974) рассказывает о том, как шахтер Герберт Иобст становится писателем.
Складывающаяся заново развлекательная литература брала свой материал и героев из того же круга тем, пользуясь, кроме того, и обычными детективными, приключенческими и научно-фантастическими сюжетами.
Приобретший большую известность роман «Операция «Тундерсторм»» (1954) Вольфганга Шрейера (род. в 1927 году) как бы определил качественный уровень развлекательной литературы Германии. Местом действия последующих романов Вольфганга Шрейера («Храм Сатаны», 1960, позднее роман был экранизирован; «Прелюд 11», «Желтая акула», 1961; «Адъютант», 1970; «Резидент», 1974) была преимущественно Латинская Америка, и рассказывалось в них об антиимпериалистической освободительной борьбе в странах этого континента.
Начав, подобно Шрейеру, с тем второй мировой войны («Час мертвых глаз», 1957; «Долина семи лун», 1960), Гарри Тюрк (род. в 1927 году) обратился затем к темам освободительной борьбы народов Азии («Ветер умирает перед джунглями», 1962; «Лотос на горящих заводях», 1962; «Дождь и смерть», 1967). Наибольший успех выпал роману Гарри Тюрка «Лицедей» (1978), изобличавшему литературного предателя. Книга, несущая в себе большой политический заряд, раскрывала механизм тайной психологической войны против социалистических стран.
Новое поколение писателей Тема войны и фашизма