Новые художественные принципы в драматургии Шекспира
Шекспир — одно из тех чудес мира, которым не перестаешь удивляться: история двигается гигантскими шагами, изменяется образ планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отдаленный от нас несколькими веками. Чем более зрелым становится человечество в духовном плане, тем больше глубин открывает оно в творчестве Шекспира. Десятки, сотни жизненных ситуаций, в которых оказываются люди, были точно подмечены и отражены Шекспиром в его драмах. Ими можно мерить жизнь отдельного человека и можно отмечать стадии развития целого народа. Все драматическое, что случается с разными людьми и с обществом в целом, было изображено Шекспиром с той степенью художественного обобщения, которая позволяет в разные времена и, казалось бы, в новых условиях познавать себя и свою жизнь.
Шекспир — величайший английский поэт и драматург XVI столетия. Эпоха, в которой жил и создавал писатель, называется эпохой Возрождения, или Ренессансом. Она поражает неудержимым взлетом фантазии художников, подъемом духа, большой верой в творческие возможности человека. Никогда еще искусство не играло такой значительной роли в жизни общества, никогда не было таким величественно прекрасным. В людях все больше ценится ум, опыт, знание. Проводниками веры в личность человека, в его духовные способности выступали ученые, философы, писатели, художники. Их стали называть гуманистами. Эпоха Возрождения подарила миру много талантливых людей. Их имена навсегда вписаны в «золотую книгу» этой эпохи.
Среди них имя великого Шекспира. О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Ведь первая совсем краткая биография драматурга, написанная каким-то Никезом Роу, вышла в 1709 году, почти через 100 лет после его смерти. Вильям Шекспир родился в городе Стратфорде, что на реке Эйвон, в 1594 году. Его отец был торговцем, которому принадлежала дубильня (мастерская, где обрабатывают шкуры). С раннего детства Вильяма окружал удивительный мир, сотканный из старинных легенд и народных песен. Нетронутая природа родного края и развитое воображение оказывали содействие рождению фантастического мира в глубинах его впечатлительной души. В Стратфорде юный Шекспир впервые увидел театральный спектакль.
В тридцати километрах от Стратфорда, в Ковентри, ежегодно ставили религиозные драмы-мистерии, которые охотно посещали жители окружающих городов, в частности и семья Джона Шекспира. До 14 лет мальчик посещал светскую школу, где изучал риторику, логику, латынь, античную мифологию и литературу. Но долго учиться ему было не суждено: финансовые дела отца пришли в упадок, нужно было принимать участие в содержании многодетной семьи. Что он делал в эти года, доподлинно неизвестно — то ли был учеником у скотобойца (может, даже у собственного отца), то ли служил младшим учителем. Восемнадцатилетним юношей вступил в брак с Анной Хеттевей, дочерью богатого фермера. В скором времени в них родилась дочь Сьюзен, а через два года — близнецы Джудит и Хемнет. Однако юный отец и муж недолго просидел возле семейного костра и в 1586 году он подался в столицу. Лондон…
В последние десятилетия XVI столетия на его окраинах мигрировала шумная жизнь. Здесь на грязных узеньких улочках убогих кварталов было немало кабаков и таверн, где пили крепкий эль, ели жирные пудинги из бычьей крови и жира, пели громкие, не очень приличные песни. Были здесь и «развлечения для простонародья» — арены, на которых выступали медведи, площадки для петушиных боев. Здесь высились и овальные или восьмиугольные деревянные сооружения, увенчанные маленькими башнями. Это были театры. Днем на башнях виднелись флажки. Это означало, что в скором времени начнется спектакль и «слуги лорда — адмирала» или «слуги лорда-камергера» будут иметь честь показать зрителям кровавые трагедии или веселые приключения влюбленных и шутов. Оказавшись в незнакомом городе без средств к существованию, без друзей и знакомых, он, как подтверждают распространенные легенды, зарабатывал первое время на жизнь тем, что стерег возле театра коней, на которых приезжали знатные особы, следил за тем, чтобы актеры своевременно выходили на сцену, переписывал роли, случалось, заменял суфлера. Словом, задолго до того, как великий драматург вывел на сцену своих героев, он познал нелегкую закулисную жизнь театра.
Актерской карьеры он так и не сделал: к потомкам дошли сведения о двух сыгранных им ролях, и вдобавок второстепенных, — это роль тени отца Гамлета и слуги Адама из комедии «Как вам это понравится». Зато Шекспир довольно быстро достиг успехов на другой ниве. Приблизительно с 1590 года он взялся за перо. С 1593 или 1594 года входил в труппу Джеймса Бербеджа, которая давала спектакли в доме, названном «Театром». А в 1599 году сыновья Бербеджа построили театр «Глобус». Шекспир стал одним из совладельцев этого прибыльного учреждения.
Этот популярнейший театр южного берега был украшен большим плакатом. На золотом фоне возвышался Геркулес, держа на плечах земной шар, а немного ниже была надпись: «Весь мир лицедеи…». Вскоре Шекспир стал главным драматургом труппы. Быть драматургом, работать для театра считалось тогда занятием не очень почетным, но он выбрал свой путь и «встретил на нем все, что выпадает на судьбу настоящего человека: вражду и дружбу, измену и любовь, радость побед и горечь поражений. И прежде всего — работу». Перу гениального драматурга принадлежат 37 сценических произведений. Среди них — комедии, исторические хроники и трагедии, а также две поэмы — «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594). Кроме того, Шекспир написал 154 сонета, которые знатоки причисляют к числу наисветлейших творений мировой лирики. В современной науке творчество Шекспира принято делить на три периода. Первый период (1590-1600) называют оптимистичным.
Украшают этот период творчества первая зрелая трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» и поэтические шедевры — «Сонеты». Второй период (1601-1608), который свидетельствует о горьком прозрении гуманистов, о крахе ренессансной гармонии, называют трагическим. Он представлен трагедиями «Гамлет» (1601) и «Король Лир» (1605). Третий период (1609-1613) называют романтическим. Шекспир создает 4 пьесы, среди которых особого внимания заслуживает «Буря». В гениальных творениях Шекспира перед нами возникает широкая и правдивая картина эпохи английского Возрождения — в ее величии и в ее страшных разногласиях. Силой своего таланта он заставил зрителя увидеть на просторах сцены, почти без декораций, вселенную, прошлое и будущее человечества. Он видел и понимал жизнь во всей его сложности: высокой и низкой, трагической и комической, праздничной и будничной. Художественная система драматургии Шекспира выросла на грунте традиций народного театра и лишь немного обязана наследию античного театра.
Драма классической давности отличалась суровым единством построения. В пьесах античных авторов действие, как правило, происходило в одном месте и на протяжении короткого периода, сюжет содержал лишь одно событие, которое изображалось без каких-нибудь отклонений. В трагедиях действие вообще начиналось уже накануне развязки конфликта. Драматургия Шекспира не скована никакими жесткими рамками. Пьеса изображает не одно событие, а цепь событий, зритель видит зарождение, развитие, осложнение и развязку с множеством всяческих деталей. Нередко перед ним проходит вся жизнь человека. А рядом с судьбой главного героя и героини показаны судьбы и других участников событий. Шекспир часто ведет два, а то и три равноценных действия. Некоторые эпизоды не всегда связаны с главным действием, но по-своему они необходимы — для создания атмосферы и для очерчивания жизненных условий, в которых развивается трагедийный или комический конфликт.
У Шекспира в одной пьесе смешивается серьезное со смешным, в его трагедиях немало кощунства, а в комедиях временами случаются события, которые находятся на грани трагического. Шекспир привнес в драму важные новые художественные принципы, которых до него вообще не было в искусстве. Характеры героев в античной драме владели лишь одной какой-нибудь важной чертой.
Новые художественные принципы в драматургии Шекспира