Новый тип героя в пьесе Горького «Мещане»
Годом раньше, в 1901 году, Горький написал свою первую пьесу — «Мещане», в которой впервые в мировой литературе показан во весь рост передовой рабочий. Нил — представитель жизнеутверждающего класса. «…Жизнь — мне нравится, — говорит он. — Большое это удовольствие — жить на земле!» Любовь Нила к жизни — деятельная. Он много и с удовольствием работает, уверенно смотрит в будущее. Ему не нравится, что в жизни «честными людями командуют свиньи, дураки, воры», но он знает, что «жизнь — не вся за ними! Они пройдут, исчезнут, как исчезают нарывы на здоровом теле. Нет такого расписания движения, которое бы не изменялось!..» Нил не ждет, когда жизнь изменится сама собой, он готовится! с решительной борьбе за ее переустройство. «Я этого порядка — не хочу!..- говорит он — И я на все средства души моей удовлетворю мое желание вмешаться в самую гущу жизни… месить ее и так и эдак… тому — помешать, тому — помочь…» «…Дурным людям… злым и жадным плохо будет от него!» говорит о Ниле его невеста Поля.
Нил не только говорит, что существующая жизнь не годится, но и знает, как ее переделать. Впервые на сцене и вообще в художественной литературе уверенно прозвучало утверждение» что власть должна принадлежать трудящимся классам. «…Хозяин тот, кто трудится… Запомните-ка это!» — говорит Нил от имени пролетариата всем эксплуататорам.
Образ Нила вызвал раздражение в буржуазной критике. Горького обвиняли в том, что его герой груб и черств. Но это была пристрастная критика. Нил с нежностью и чутким» вниманием относится к Поле, уважает людей прямых и честных. Он не скрывает своего отвращения к злым и жадным мещанам; вот за это его и невзлюбила критика, защищающая капиталистический строй. Не сочувствует Нил и тем, кто только жалуется и стонет, но ничего не делает для улучшения своей жизни. «Скучно тебе жить, — займись чем-нибудь,-говорит он Татьяне. — Кто работает, тот не скучает». Мещанам, застывшим в косном мире борьбы за копейку, чуждо его бодрое, оптимистическое отношение к жизни.
Нил, бедный студент Шишкин, учительница Цветаева, несмотря на занятость, находят время для участия в любительских спектаклях, интересуются искусством, мечтают о будущем общественном серое и, судя, по отдельным намекам, деятельно стараются его — приблизить. А молодые Бессеменовы стонут от скуки, но к искусству они глухи, общественная деятельность им чужда. За участие в студенческих беспорядках Петр был исключен из университета, но обвиняет он в этом не. деспотическую власть, а своих товарищей. «Черт дернул меня принять участие в этих дурацких волнениях! — говорит он. — Я пришел в университет учиться и учился… Никакого режима, мешавшего мне изучать римское право, я не чувствовал… нет! По совести… нет, не чувствовал! Я чувствовал режим товарищества… и уступил ему. Вот два года моей жизни вычеркнуто… да! Это насилие!» Петр Бессеменов не опасен царскому правительству. Изучив римское право, он стал бы верным защитником существующего порядка, беспощадно карая. тех, кто пытался бы изменить жизнь. Этот мещанин, по ошибке «бывший гражданином полчаса», с пеной у рта защищает свое нежелание интересоваться общественными делами.
«Общество? Вот что я ненавижу!..- кричит он.- Я… не хочу… не обязан подчиняться требованиям общества! Я — личность!»
Как и все мещане, Петр и Татьяна любят только себя. Татьяна — учительница, но работа для нее — скучная, утомительная обязанность. В противоположность им Шишкин и Цветаева находят радость и том, чтобы помочь другим людям. Цветаева с увлечением относится к своей работе, мечтает о том, кем станут ее ученики, воспитывает их добрыми, смелыми и сильными людьми. Так, в пьесе «Мещане» противопоставлены друг другу не только пролетариат и мещанство, но и передовая демократическая интеллигенция — мещанской.
Уже в «Мещанах» — первой из горьковских пьес — проявились характерные особенности драматургии Горького, положившие начало созданию нового, революционного театра. Это — острая борьба мировоззрений, размежевание действующих лиц на непримиримо враждебные группы, наполненность пьесы глубокими размышлениями, постановкой серьезных философских вопросов. Пьеса «Мещане» сыграла большую роль в истории русской и мировой драматургии. По выражению К. С. Станиславского, с нее началась новая, «общественно-политическая линия» Художественного театра. Первое представление «Мещан» состоялось 26 марта 1902 года, во время гастролей Художественного театра в Петербурге. Избранная петербургская публика, присутствовавшая на премьере, не смогла по достоинству оценить пьесу, но последующие постановки вызывали бурную реакцию шла. Как сообщала ленинская «Искра», постановка «Мещан» в Белостоке в начале 1903 года привела к антиправительственной демонстрации, при подавлении которой полиция применила огнестрельное оружие.
Пьесы «Мещане» и «На дне» еще более укрепили славу Горького как писателя — «буревестника революции». полиции различное отношение правительства и общественности к А. М. Горькому. В это время в обстановке революционного подъема происходил процесс размежевания политических сил. Рост революционных настроений среди народа пугал либеральную буржуазию. Она постепенно сбрасывала с себя маску оппозиционности царскому режиму и все более откровенно становилась на его сторону против народа. В среде интеллигенции шла острая борьба между сторонниками либерально-буржуазных и демократических взглядов. В пьесе «Дачники» (1904) даны образы омещанившихся интеллигентов — адвокатов Басова и Замыслова, инженера Суслова, писателя Шалимова.
В пьесе «Дачники» есть представители и другой интеллигенции, которая не забыла своего кровного родства с трудовым народом. Ее влечет к народу не только сострадание и стремление помочь ему, но и внутренняя потребность найти себе достойное место в жизни. «…Мне вот хочется уйти куда-с, где живут простые, здоровые люди, где говорят другим языком и делают какое-то серьезное, большое, всем нужное дело»,-говори! Варвара Михайловна. Демократическая интеллигенция противостоит в пьесе не только мещанской пошлости, но и декадентской утонченности, стремлению спрятаться от жизни. Пародируя стихотворение декадентки Калерии про снежинки, подобные маленьким мертвым цветам, Влас, брат Варвары Михайловны, читает свой экспромт:
Маленькие краденые мысли… Модные, красивые словечки… Ползают тихонько с краю жизни Тусклые, как тени, человечки.
Трагедию отрыва интеллигенции от народа Горький раскрыл в пьесе «Дети солнца» (1905), а в пьесе «Варвары» (1905) показал хищнический смысл буржуазной цивилизации.
Новый тип героя в пьесе Горького «Мещане»