Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского
В любом произведении литературы существуют темы и проблематика. Что это такое? Тема — это то, о чем рассказывается в произведении, а проблематика — личный взгляд автора на заданную тему, сфера, в которой проявляется взгляд автора на понимание мира и человека.
Человек в поисках личности, процесс осознания себя и мира — важнейшие понятия с точки зрения нравственной проблематики. В лирике мы имеем дело с исканиями лирического героя, в которых отражается судьба самого автора. Итак, проблематика — это поднятые автором вопросы.
В лирике Твардовского особенно ярко отражаются проблемы отношения к павшим на войне , проблема связи поколений, которая была трагически разорвана , проблемы ответственности за жизнь и страдания окружающих . Тема войны вообще очень важна для Твардовского. Нужно отметить, что в «Василии Теркине» автор не поднимает нравственную проблему убийства на войне.
Поэтому, прочитав поэму, мы не можем понять позицию Твардовского. Стихотворение «Я убит подо Ржевом…» написано в 1945-1946 годах. Шокирующая первая строчка обращения мертвого человека к живым сразу задает тон произведения. Пребывание в небытии, там, «где корни слепые ищут корма во тьме», «где с облачком пыли ходит рожь на холме» описано не таинственно, а просто и безнадежно.
Смерть, по Твардовскому, — это состояние и место, откуда не возвращаются. Стихотворение представляет собой обращение лирического героя к живым. Сам он, русский солдат, погиб под Ржевом. Отрада у мертвых одна: Что недаром боролись Мы за Родину-мать.
Твардовский не видит в смерти солдата трагедии. Трагедией для него стала бы победа немцев в войне. Большинство глаголов стоит во множественном числе, что указывает на то, что падший воин говорит от лица всех погибших. / В другом произведении — «Я знаю, никакой моей вины…» — проблема войны рассматривается уже с точки зрения живого, вернувшегося с фронта человека.
Чувство вины и ответственности за окружающих — главное в стихотворении. Повисающая концовка «все же, все же, все же…» только усугубляет ощущение безысходности. Лирический герой спрашивает: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.
В поэме «По праву памяти» поэт ставит вопрос забвения. Вслед за Ахматовой он призывает не забывать то, что было, не закрывать глаза на правду. В цикле «Памяти матери», помимо темы забвения, затронута проблема смерти и преемственности поколений. Все произведение проникнуто грустью и безысходностью: лирический герой навсегда прощается с умершей матерью. Наиболее проникновенна последняя часть цикла.
В ней Твардовский использует двойной символ перевозчика-водогребщика. С одной стороны, это персонаж из народной песни, которая пелась при прощании дочери с матерью. Считалось, что если дочь выходила замуж за человека с другого берега реки, то она уже никогда не увидится с матерью: Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой… С другой стороны, этот образ ассоциируется с древнегреческим Хароном, перевозчиком душ в царство мертвых.
После смерти матери лирический герой остается последним связующим звеном между будущим и прошлым. Он — следующий. Поэтому в самом конце произведения он просит перевезти его «на ту сторону», «домой», туда, куда ушла его мать.
Этические вопросы поднимаются поэтом в стихотворениях «К обидам горьким собственной персоны…» и «Что нужно, чтобы жить своим умом?» Два этих стихотворения — это совет умудренного опытом человека следующим поколениям. Основной девиз: «быть самим собой», «найти себя в себе самом // И не терять из виду». Твардовский учит быть твердым, не отступать со своей тропы, быть суровым к себе, а не к людям, любить свой труд и честно работать.
И самое главное, он советует с юмором относится к смерти: …Он все равно тебя врасплох Застигнет, час летальный. Аминь! Спокойно ставь печать, Той вопреки оглядке: Уж если в ней одной печаль, — Так, значит, все в порядке.
В своей лирике Твардовский утверждает бессмертие воинского подвига, непреходящее значение нравственных ценностей, необходимость неразрывной связи поколений, необходимость воспитывать в себе чувство ответственности за происходящее.
Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского