Нравственная проблематика в произведениях современной литературы
Многие современные писатели обращаются в своих произведениях к темам, освещавшимся в художественной литературе 19 — начале 20 века: теме отцов и детей, памяти, нравственного долга перед предками и потомками, любви к малой родине. Эти темы рассматриваются и в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Также здесь воплощается русская идея соборности, слияния человека со всем миром. Главные герои повести — старики, коренные или давние жители острова Матеры, который готовят к затоплению чиновники, рабочие ГЭС. Дарья Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима… У них за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести и в дружбе. В повесть включен ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один из смысловых центров повести — сенокос. Автор подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом и с природой.
Работа для этих героев не самоцель, а участие в продолжении семейного рода. Потому работал на износ отец Дарьи, и сама она, ощущая значимость прошлых поколений, не может смириться, что могилы предков уйдут под воду — и она окажется одна. Тогда прервется цепь времен.
Именно поэтому для Дарьи и других старух родной дом — не только место для жилья. Это часть жизни предков. Дважды расскажет Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. Она белит свой уже обреченный на сжигание дом, украшает его пихтой, по христианской традиции отпевания и погребения покойника.
Дарья Пинигина очень часто размышляет о смысле жизни, спорит об этом с внуком Андреем. Раздумья о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков. В размышлениях Дарьи писатель говорит о необходимости жить работой совести, самому искать истину. Старики тревожатся желанием многих людей «жить не оглядываясь», «облегченно», нестись по течению жизни.
«Пуп не надрываете, а жизнь потратили», — бросает в сердцах Дарья внуку. Она не против машин, которые облегчают труд людям. Но не принимает мудрая крестьянка того, чтобы получивший, благодаря технике, огромную силу человек бездумно уничтожает жизнь. Только в единстве друг с другом, с природой человек может победить смерть, если не индивидуальную, то родовую.
Носителям народных нравственных ценностей противостоят в повести не ценящие остров и предков люди. Это непутевый Петруха, Вера Носарева, Клавка Стригунова, внук Дарьи Андрей. Они не чувствуют себя ответственными за свой род, за свою землю. Их манит суета города, большая стройка. Ценности стариков не важны этим героям.
Главная мысль повести такова: как бы ни сложилась жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом ответственные за переселение, «жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой».
Многие современные писатели особое внимание уделяют исследованию народных истоков нравственности, преемственности или, напротив, прерыванию традиций духовной культуры. Самым ярким писателем, обратившимся к этой теме, является Валентин Григорьевич Распутин, книги которого заставляют глубоко задумываться о духовных потребностях русских людей. Сила книг Распутина не в остроте сюжетов, не в занимательности фабулы, а в ярких, запоминающихся образах. Персонажи его книг не занимают высоких постов, не претендуют на истину в последней инстанции. Но когда дочитывается повесть до конца, возникает догадка — а ведь в старушках его с грубоватой, далекой от литературного языка речью, излюбленных персонажей писателя, кроется смысл бытия.
С каждой страницы книг Распутина веет теплом и любовью к человеку. Именно неравнодушное отношение к современнику заставляет писателя критически относиться к государственной системе, забывающей о нуждах людей. Остров Матера на реке Ангаре должен быть затоплен во имя высоких целей — строительства гидроэлектростанции. Часть населения уже снялась с обжитых мест и переехала на материк, а часть жителей еще находилась в деревне. «Та Матера и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки. А уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода… оставалось последнее лето: осенью поднимается вода».
В повесть включен ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один из смысловых центров повести — сенокос. Автор подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом и сприродой. Работа для этих героев не самоцель, а участие в продолжении семейного рода. Потому работал на износ отец Дарьи Пинигиной, одной из героинь повести.
Переселение ведется бесчеловечными методами: специальная бригада пожегщиков сжигает листвень — своеобразный талисман Матеры, громят кладбище, ломая кресты и памятники. Оставшиеся жители как могут, защищают свои реликвии. Писатель не ограничивается протестом против чиновничьего насилия, переводит разговор в духовную сферу. Ведь что такое кладбище? Это нить с прошлым, связь с могилами предков, которые уже нельзя будет посетить. А у Дарьи есть здесь свой холмик, под которым лежат отец и мать, те, кто дал ей жизнь. Пришла сюда старуха Дарья: «Это я, тятька. Я это, мамка. Не лягу я к вам, ниче не выйдет. Не сердитесь на меня, я не виноватая». Потом Дарья подумала немного, почувствовала в случившемся частичку и своей вины, заторопилась со словами: «Я-то виноватая, виноватая, я уж потому виноватая, что это я, на меня пало. А я бестолковая, не знала, что делать… Кто мне такое простить?! Тятька! Мамка! Я-то в чем виноватая? — она уткнулась лицом в траву на могильном холме, плечи ее вздрагивали».
Прекрасный монолог человека, теряющего по воле обстоятельств историческую память. Хотелось бы обратить внимание на образную символику Распутина, проявляющуюся и в красавице лиственнице, напоминавшей пастуха, несущего древнюю сторожевую службу, и в странном зверьке — хозяине острова, да и в этом же монологе Дарьи. Ее разговор с умершими одновременно реальный и нереальный. Как можно было взять с собой умерших родителей и перенести в другое место? Рассуждая о виновности и невиновности, она все-таки приходит к окончательному выводу — о виновности своей. В чем же проявилась ее вина? А в том, что она и ее поколение допустили разрыв с прошлым, на нее «пало» это зло двадцатого столетия, она же, как и многие ее современники, «не знала, что делать», не знала, как предотвратить нашествие бесовщины.
Беда еще более становится страшной, если учесть, что у нее не остается духовных наследников: безвольный сын ее, Павел, не понимает поступков матери, а внук живет своими идеалами, далекими от нравственных святынь предков. Возможно, в новом поселке будет комфортнее, но не заменят материальные и технические удобства национальную духовность, то на чем зиждилась российская государственность. Могут возникнуть кое у кого сомнения: мол, не может безграмотная старшука высказать такеи сокровенные мысли. Может. Ибо Дарья, как и ее подруги — Катерина Зотова, Сима, Настасья Карпова добрые, незлобливые, воспитанные на почитание родителей, духовно богатые натуры, в генах которых сохранилась связь с прошедшими веками. Матера для пожилых жителей острова — не просто территория, а родная матушка-земля («Матера» — от слова «мать»), подарившая им жизнь.
Это не Клавка Стригунова и Петруха, сын старухи Катерины, Вера Носарева, внук Дарьи Андрей, которые тут не приросли и никак не прирастут, они равнодушны к судьбе Родины и готовы из-за корысти спалить дома родителей. Какая уж там Родина, когда Петруха имя свое собственное стал забывать и согласился на Петруху (по метрикам он Никита Алексеевич Зотов). Так его «перекрестили» сельчане «за простоватость, разгильдяйство и никчемность». Горе стране, в которой плодятся такие «петрухи». Главная мысль повести такова: как бы ни сложилась жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом ответственные за переселение, «жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой».
Нравственная проблематика в произведениях современной литературы