Нужны ли людям философский камень и волшебная палочка, чтобы достичь счастья?
Сочинение-размышление о творчестве П. Зюскинда. С выходом романа «Парфюмер» (1985) имя немецкого писателя стало широко известным, его стали называть классиком еще при жизни, но литератор довольно стыдливый, не любит давать интервью журналистам, стиль его жизни немного отчужденный, за что пресса назвала его «фантомом немецкой развлекательной литературы». Творчество П. Зюскинда началось успехом на театральной сцене — была осуществленная постановка произведения «Контрабас», позднее выходят книги «Голубка. Три истории и одно наблюдение» (1987), «История господина Зоммера»(1991). В «Парфюмере» П. Зюскинд исследует глубины человеческой души, возможно, больной, Сам писатель считает, что «написать такой роман ужасно», и он больше не будет этого делать. История Жана-Батиста Гренуя воспринимается как предостережение: вакуум человеческой любви, недостаток родственного тепла рождает аномалию.
С давних времен стремились изобрести тот напиток, который бы смог влиять на людей, на нас самих, нашу жизнь (точнее ее продолжительность), материальное положение (денег всегда мало). К каждому из нас хоть раз в жизни приходило желание, чтобы все было по-нашему, так, как «я того хочу». Возможно, кое-кто вообще не может избавиться от этой мысли. Что же нужно сделать, чтобы все было, как того хотим мы? Ответ издавна ищет человечество, проводя научные исследования, появляющиеся в фантастических литературных произведениях. Они для современников являются чем-то фантастическим, и все равно многие воспринимают их целиком буквально: получить какое-то средство (то ли напиток, или зелье, или камень).
Что мы хотим получить? Каждый считает по-своему, но одной из идей является самоутверждение за счет неограниченной власти над людьми: чувствами, сознанием. То ли личные отношения, деловые ли отношения. Мы мечтаем влиять на людей, которые находятся рядом, направлять их поступки, хотим, чтобы они совпадали с нашими желаниями.
В романе «Запахи» Патрик Зюскинд поднимает эту проблему. Образом всесильного средства выступает парфюм, изготовленный на основе аромата… человека… совсем юной девушки-красавицы, которую все обожествляли (как оказалось потом) именно из-за ее запаха.
Натуралистическим и вместе с тем фантастическим возникает жизнь со страниц романа.
Образ главного героя — Жана-Батиста Гренуя — гротескный: у человека, если его можно назвать этим словом, отсутствуют чувства, обычные человеческие стремления, он не знает, что такое любовь и радость, он даже не злой, хотя и жестокий. Он нет ничего, обычного для человека, даже запаха. Похожий лишь извне. Лишь похожий. Приносит людям страх и несчастье. И Гренуй подобно зеркалу — возвращает все, что получил от людей, начиная с рождения: в произведении отсутствуют положительные герои.
Природа гармоническая — лишая одного, она наделяет другим. Будущий парфюмер имеет чрезвычайный талант, который мог открыть ему все богатства мира, способность различить сотни тысяч разных запахов. Но Греную не нужны деньги. Он живет в своем мире, неизвестном, точнее, неосознанном человечеством. Ему не нужны даже одежда и обычная пища, несколько лет он смог прожить в одиночестве под землей, то, что для нас самое страшное — одиночество — его не пугает. Создав запах человеческого тела, свой запах, Гренуй смог приспособиться к людям. И он возвращается, чтобы доказать себе и человечеству, что способен создать тот самый аромат, идеальные духи — власть над всеми.
Сирота, урод, монстр, Жан-Батист смеется над людьми так же, как когда-то они смеялись над ним. Наибольшей ценностью в мире, выше даже самого мира, он считает себя и свой талант, собственный гений, предоставленный ему природой — свое обоняние. Для Гренуя не существует на земле ничего ценного, кроме запахов. По ним он и ориентируется своим жизненным путем. Создание наилучшего и прекраснейшего аромата в мире, который будет руководить людьми, сделает их рабами. Это было целью, смыслом, звездой, к которой он тянулся всю жизнь. В конце Гренуй создает его. Эффект, действие на людей этого аромата был непревзойденной. Те люди, которые раньше воспринимали его только как подонка, стали любить его как родного сына, женщины считали за идеал красоты, мужчины — за образец себе. Саркастическим является описание людей, которые пришли взглянуть на смертную казнь.
Цель жизни достигнута. Мир лежит перед Жан-Батистом, только простереть руку и взять. Но почему-то сделав то, чего хотел, он пришел к тому, что заставило его пойти на самоубийство. Гренуй не мог наслаждаться жизнью: он выполнил свою миссию. Насладившись на миг абсолютной властью, ощутил пустоту.
За этим осуществлением растеклась пустота, отсутствие смысла, от которого нельзя убежать. Герой понимает, что мир создан уже таким, каким он должен быть — противоречивым, составленным из противоположностей. Жизнь никогда не потеряет для нас смысл, если все не так, как хочется нам. Так как есть смысл бороться за то, чтобы было так, как нужно нам, создавать свою гармонию, свой мир. Есть желания переживать каждый момент, поскольку он единственный, неповторимый и по-своему прекрасный. Каждая минута жизни несет в себе урок для нас. Все непостоянно, но в то же время неизменяемо.
Страшно и неинтересно иметь абсолютную власть над всеми. И тем более людям не нужно никакое средство для того, чтобы сделать все по-своему. Ведь если это сделать, мир станет скучным, обыденным, ненужным, старым. Не получать ничего нового, утопать в обыденности — я уверенна — самое страшное наказание из всех.
Нужны ли людям философский камень и волшебная палочка, чтобы достичь счастья?