О рассказе. И. А. Бунина. «В Париже»
Рассказ И. А. Бунина «В Париже» входит в известный цикл «Темные аллеи». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях», — писал Бунин.
Сюжет произведения несложен, рассказ построен с соблюдением линейной последовательности. События точно «привязаны к календарю» и вписаны в географическое пространство. В этом сказывается особенность бунинской манеры — точность и предельная достоверность. «Сырой парижский вечер поздней осени» открывает повествование, «третий день Пасхи» — завершает.
Действия, описываемые в рассказе, неслучайно происходят в Париже . После известных событий тысяча девятисот семнадцатого года здесь проживало огромное количество русских эмигрантов. Сам Бунин в 1920 году, навсегда расставшись с Родиной, эмигрировал во Францию.
В Париже он жил долгие годы, в Париже и умер. К тому же столицу Франции называют городом любви. Может, поэтому герои встречаются в Париже и обретают неожиданное, недолгое, но сильное чувство.
Бывший офицер императорской армии, участник событий тысяча девятисот семнадцатого года и гражданской войны Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил.
Ольга Александровна — официантка в небольшой русской столовой, но ее руки, «очень белые и благородной формы», холеная кожа выдают былое благополучие и благородное происхождение.
Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. тысяча девятисот семнадцатого год стал роковым для этих людей, теперь они вынуждены жить на чужбине и вести образ жизни, расходящийся с их возможностями и желаниями.
Повествование ведется от третьего лица, и только благодаря автору мы проникаемся сочувствием к герою, «много испытавшему в жизни», «живущему с постоянной раной в душе». Сперва он мог показаться настоящим женоненавистником, циничным человеком. Достаточно вспомнить один из его мрачных афоризмов, произнесенный на французском: «Нет ничего более трудного, чем распознать хороший арбуз и порядочную женщину».
Позже мы узнаем, что личные причины заставили его столь нелестно отзываться о женщинах: жена бросила Николая Платоныча на второй год замужества ради красивого, «милого мальчика, гречонка», который был чрезвычайно богат; «и в месяц-два не осталось и следа от чистой, трогательной девочки, которая просто молилась на белую армию».
В ходе рассказа мы разгадаем в главном герое любящего, внимательного, нежного мужчину и услышим грустные размышления, помогающие понять внутренний мир Николая Платоныча: «Да из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного — счастливой влюбленной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу…»
По-видимому, в жизни автора и его героя есть немало совпадений: и революция, что выпала на их долю и которую они не смогли принять; и Париж, который никогда не заменит им Россию; и любовные переживания, оканчивающиеся катастрофой.
Ольга Александровна, чуткая и нежная, возвращает герою желание любить и быть любимым. Появляется она в жизни Николая Платоныча неожиданно: «Вдруг его угол осветился…» Среди заурядной обстановки это и на самом деле кажется удивительным, чудесным посланием небес. Все в ней — приятный голос, русское происхождение, легкая улыбка, следы благородства — притягивает.
И вот уже Николай Платоныч с удовольствием думает о молодой женщине, краснеет и смущается при намеке на зародившееся чувство.
Николай Платоныч — глубоко интеллигентный человек. И хотя в жилах его течет «голубая кровь», он не столько страдает от скромных условий жизни , сколько терзается оттого, что моральные устои и качества обесцениваются и вырождаются. С какой горечью он цитирует Ольге Александровне отрывок из брачного объявления, где некая дама желает обрести обеспеченного мужа, причем «интеллигентность не обязательна».
Люди, окружающие героев, неприятны, обстановка раздражает. «Густо и черно поднимался по лестницам народ, газетчик резко выкрикивал… низким утиным кряканьем»; «толстый, с багровыми щеками шофер…» Это делает картину жизни мрачной и нагнетает тоску.
Как всегда у Бунина, важную роль в раскрытии характеров играет природа, пейзаж. Неслучайно дождь владычествует в повествовании, вызывая ненастье: ненастье в душе, ненастье в природе — все согласовано.
Обратим внимание на краски: пейзаж серый, тусклый, цвета мрачные, мутные, иногда тревожные . Роль такой зарисовки — то сливающейся, то контрастирующей с внутренним состоянием героев — помочь глубже понять драму человеческих сердец.
Итак, выбрав две судьбы, два характера, Бунин показал трагедию России. Тысячи элегантных дам становились официантками, тысячи лучших умов вынуждены были прозябать в чужой стране. Наверное, спасало и утешало одно — любовь.
Настоящая любовь, по Бунину, — любовь-вспышка, любовь-миг — торжествует и в этом рассказе, обрываясь на самой, казалось бы, светлой и радостной ноте. Развязка трагическая: «На третий день Пасхи он умер…» Обстоятельства мешают любви не случайно — они «останавливают мгновенье», пока любовь не опошлилась, не погибла.
Прекрасно обрести любовь, страшно потерять ее, но все же, как утверждал Бунин, она составляет самые лучшие мгновенья жизни.
О рассказе. И. А. Бунина. «В Париже»