• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > О роли Кутузова в войне 1812 года

 

О роли Кутузова в войне 1812 года

Толстым Найдено образное сравнение: русское войско, («как стрелок, выждавший минуту, нанесло смертельный удар врагу; но, выпустив заряд и не зная еще, поражен ли враг, и продолжая видеть его неудержимое стремление, русское войско должно было отступать, как стрелок должен отбежать, ожидая действия нанесенного удара». Удар был «смертелен» потому, утверждает Толстой, что была перебита «главная артерия успеха войны», т. е. «нравственное сознание превосходства». Однако «под влиянием силы испита, разъяренный бык, не чувствуя еще смертельности удара, докатился до Москвы и там, истекая кровью, почувствовал свою погибель». По этому варианту «охотник» не знает еще, «поражен ли враг».

В следующем: «охотник знает, что он нанес смертельный удар врагу, он знает,, что он победил его; но разъяренный зверь, хотя и смертельно пораженный, в своем разбеге еще раздавит обессилевшего охотника, и инстинкт охотника велит ему отбежать назад, ожидая действия своего удара». Так первоначально определил Толстой соотношение сил русских и французов. Образ стрелка и смертельно раненого зверя, так точно передающий мысль Толстого, еще не раз возникнет перед читателем.

В том же вступлении Толстой говорит о роли Кутузова в последующем этапе войны. Он доказывает, что «великая» заслуга Кутузова «и едва ли был в России другой человек, имевший эту заслугу,- состояла в том, что он своим старческим созерцательным умом умел видеть необходимость покорности неизбежному ходу дел, умел и любил прислушиваться к отголоску этого общего события и жертвовать своими личными чувствами для общего дела». В этом Толстой признавал главную силу Кутузова как полководца. [Не пассивность характеризует толстовского Кутузова, а его глубокое умение понимать общий ход дел.) Именно поэтому на совете в Филях Кутузов дал приказ отступать без боя. Толстой уверен, что это было то, что должно было быты

Военный совет в Филях закончился короткой сценой: Кутузов долго думал о «страшном вопросе» оставления Москвы. Но он уверен, что свершившееся неизбежно, и уверен в том, что враг будет побежден. «Ударяя пухлым кулаком по столу», он кричит: «Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки». Почти без изменений эта сцена, намеченная еще в ранней редакции романа, дошла до печати.

По первоначальной композиции совет в Филях сменялся рассказом о жизни «вымышленных» героев: о Пьере после Бородина и, Элен, жившей в ту нору в Петербурге. Вскоре композиция меняется. Создав картины Москвы после Бородинского сражения, сцены мл улицах опустевшего города, Толстой подробно рассказал о жалком в своей роли Растопчине, который отдал на растерзание толпы ни в чем не повинного купеческого сына Верещагина, а вслед за тем выехал из своего дома, преследуемый толпой сумасшедших, которые кричали ему что-то «о смерти, убийстве и воскресении». Толстой вновь столкнул Кутузова с Растопчиным у Яузского моста. Это была заключительная сцена в романе перед занятием Москвы французами.

В первом варианте этой сцены отражено нравственное превосходство нахмуренного, унылого Кутузова над «гордым» Растопчиным «в генеральском мундире и в шляпе с плюмажем». «Кутузов взглянул на него и в лице этого беспокойного человека прочел сознание совершенного преступления; он с отвращением еще раз взглянул на него, как бы отыскивая еще признаки и отвернулся молча». В окончательном тексте нет такой точной формулировки «сознания совершенного преступления». По новому варианту, Кутузов испытующим взглядом смотрел на Ра» топ чина и «старательно усиливался прочесть что-то особенное, написанное в эту минуту». Авторская мысль улавливается между строк. В первом наброске показано, как в этот миг Растопчин невольно подчиняется Кутузову, который «спокойно и строго» приказал «распорядиться очищением дороги дли войск». И «гордый» Растопчин «беспомощно» выполнил его приказание. В этом пафос всей сцены в первом варианте; им пронизана и законченная редакция.

Следующая часть — действия русских войск после выхода из Москвы. Открывает ее полемика Толстого с историками о фланговом марше как единственной причине бегства французов и анализ положения обеих армий после занятия Москвы французами.

Вывод Толстого: полчища Наполеона были погублены и Россия была спасена не вследствие флангового марша, а потому, что «совершилось то, что должно совершиться». В той же рукописи Толстой разъяснил, какой смысл х»н вкладывал в это понятие. «Причина всякого события одна, и эта причина всех причин недоступна нам, но есть законы отчасти известные, отчасти неизвестные нам, по которым совершается историческое событие, и признание этих законов исключает признание одной какой-либо причины».

Важны были не планы, составленные в Петербурге, не преобразования в штабе армии, а качественные изменения в армиях, происшедшие вследствие естественных причин. «В Тарутино каждый день подвозили провиант и подходили войска. У Наполеона же с каждым днем убывали войска и уменьшался провиант. И соответственно увеличению и уменьшению поднимался дух одной и падал дух другой армии, т. е. люди армии смутно сознавали то, что по неизвестным им, но существующим законам войны перевес должен быть отныне на стороне русских».

Таков был первый вариант начала новой части. В дальнейшем проходила обычная шлифовка текста. «Стон раненного зверя, французской армии, обличивший ее погибель», (так, пользуясь ранее найденным сравнением, Толстой определил переданную через Лористона просьбу Наполеона о мире) подтвердил изменившееся соотношение сил обоих войск — «духа и численности». Уверенность Кутузова в своей правоте сказалась в его ответе Лористону: «Я был бы проклят потомством, если бы на меня смотрели как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки. Такова воля народа». В рукописи Толстой давал свою оценку этого документа Кутузов «отвечал простыми, определявшими все положение, словами, истина которых стоит выше всяких соображений, и словами, которые до тех пор, пока будет Россия, с радостным и гордым чувством прочтет всякий русский». Авторское пояснение отпало, ответ Кутузова говорит сам за себя.



О роли Кутузова в войне 1812 года

Другие сочинения по теме:

  1. Центральное событие романа «Война и мир» — Отечественная война 1812 года Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и...
  2. В чем заключалась стратегическая линия Кутузова в романе «Война и мир»? Она складывалась из соединения трех сил: во-первых, терпение; во-вторых, время; в-третьих, опора на нравственный дух войска. Кутузов сам говорит об...
  3. Образ Кутузова как олицетворение народной мысли Олицетворением народной мысли представлен в эпопее Кутузов, сподвижник Суворова, знавший в лицо многих прославленных солдат и офицеров прошлых войн. Назначение...
  4. Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: Отечественная война 1812 года в судьбах главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Повествование о...
  5. Я люблю мысль народную вследствие войны 1812 года (Л. Н. Толстой) Поиски жизненной правды, которые ведет Пьер, неизбежно приводят его к народу и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во...
  6. Война 1812 года и русская литература Отечественная война 1812 года оказала огромное влияние на духовную жизнь России. Как известно, декабристы признавали себя детьми двенадцатого года. Герцен...
  7. Отечественная война 1812 года в русской литературе Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал...
  8. «Образ солдата 1812 года» Методическая разработка урока изобразительного искусства Вид занятия: Тематическое рисование. Беседа. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. Творческая работа. Зарисовка по представлению фигур солдат русской и...
  9. Реализм толстого в изображении войны 1812 года в романе «Война и Мир» Толстой любит людей, им описываемых, не за какие-нибудь особенные достоинства или заслуги, ибо таких, вообще говоря, налицо не оказывается, а...
  10. 1812 год в изображении Толстого Л. Н. Толстой 1812 год в изображении Толстого Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии...
  11. Безымянные герои войны 1812 года в романе «Война и мир» Часто участники походов, сражений не названы даже по имени — как «барабанщик-запевала» в начальных главах второй части первого тома (смотр...
  12. Новая драматургия Грибоедова в драме о 1812 года Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 г. Ее реалистическое и политическое содержание сочеталось со сценами...
  13. Игра по станциям, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года Руководители: Авторский коллектив: ГБС(К)ОУ школа № 370 Московского района Санкт-Петербурга: Митникова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, Смирнова Ольга Владимировна,...
  14. Портретная характеристика героев романа»;Война и мир»;(Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Марьи Болконской, Пьера Безухова, Наполеона, Кутузова) В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них императоры и государственные деятели, полководцы и рядовые...
  15. Размышления Л. Толстого о роли личности в истории в романе «Война и мир» Сочинение по роману «Война и мир». Главная мысль Толстого о том, что историческое событие — это что-то такое, что складывается...
  16. Изображение картин войны 1805-1807 и 1812 годов по роману Л. Толстого «Война и мир» Сочинения по литературе: » изображение картин войны 1805-1807 и 1812 годов по роману Л. Толстого «Война и мир» Стремление Наполеона...
  17. Кутузов и Наполеон (по роману «Война и мир») Война и мир Толстой Л. Н Кутузов и Наполеон (по роману «Война и мир») Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего...
  18. Особый цикл басен Крылова посвященных войне с Наполеоном Особый цикл басен посвящен Отечественной войне 1812 г. В них баснописец откликнулся на важные события военной эпопеи. Это «Раздел», «Кот...
  19. Изображение Отечественной войны 1812 в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Отечественная война 1812 года — справедливая национально-освободительная война. Чувство любви к родине, которое охватило все прослойки населения; простые русские люди,...
  20. В произведение «Война и мир» самый главный эпизод Сочинения по литературе: В произведение «Война и мир» самый главный эпизод В произведении «Война и Мир» самый главный эпизод, по...
« Мощность поэтического таланта Гюго в «Легенде веков»
Урок-игра по произведению И. Нечуя-Левицкого «Запорожцы» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения