О сказке «Орел-меценат» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка об орле, который в народном творчестве всегда воспринимается как царь птиц, принадлежит к числу наиболее смелых сатир Щедрина.
Вздумалось орлу пожить так, как в старину помещики жили, и решил он набирать себе дворню, точнее, штат придворных, так как не следует забывать, что орел — царь. «Из коростелей и гагар духовой оркестр собрали, попугаев скоморохами нарядили, сороке-белобоке, благо воровка она, ключи от казны препоручили, сычей да филинов заставили по ночам дозором летать… Даже кукушку не забыли, в гадалки при орлице определили, а для кукушкиных сирот воспитательный Дом выстроили».
Всего этого оказалось мало. Вспомнили, что нужны еще науки и искусства. И в этой области нашли исполнителей: снегирь, который, научившись ставить знаки препинания, издавал газету «Вестник лесов»; дятел-ученый, который «целые дни сидел на сосновом суку и все долбил.
И надолбил он целую охапку исторических исследований: «Родословная лешего», «Была ли замужем Баба-Яга»…»
Впрочем, ничего хорошего от развития наук и искусств при дворе орла не получилось. Началось преследование вольномыслия. Помните, как один градоначальник прямо писал, что вор и даже убийца — это еще не настоящие злодеи, а настоящий злодей — вольнодумец?
Так произошло и здесь. Началось с дятла. «Бедная эта птица, ей-богу, не виновата была. Но она знала грамоте, и этого было вполне достаточно для обвинения».
Даже глухого тетерева заподозрили в опасном «образе мыслей» на том основании, «что он днем молчит, а ночью спит».
Последняя фраза «Истории одного города» звучит так: «История прекратила течение свое». И тут появляется сходная фраза: «Просвещение прекратило течение свое». Что было тому виною?
Лукавый сказочник не дает прямого ответа, а только многозначительно замечает: «…то ли… просвещение для орлов вредно, или то, что орлы для просвещения вредны, или, наконец, и то и другое вместе»…
О сказке «Орел-меценат» М. Е. Салтыкова-Щедрина